ГАРАНТ Интернет-версия
Войти Попробовать бесплатно
Источник: портал ГАРАНТ.РУ

Правовой консалтинг

— Бухучет и отчетность

— Налоги и налогообложение

— Гражданское право

— Трудовое право

— Госзакупки

— Бухгалтерский учет в бюджетной сфере

Актуальные вопросы июня с ответами экспертов службы Правового консалтинга компании ГАРАНТ

Бухгалтерский учет

Организация заключила договор о ремонте офисного помещения. Предварительно комиссия организации составила дефектный акт и определила объем работ по ремонту этого помещения. Планируется оштукатурить и окрасить стены и потолок, поменять напольное покрытие и окна.

Учитываются ли указанные расходы в качестве капитальных вложений, или их можно признать расходами текущего периода?

25 июня 2021

По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:

Указанные расходы не учитываются в качестве капитальных вложений, а признаются в составе расходов текущего периода как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

Пункт 14 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) предусматривает, что стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных настоящим и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.
Так, изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств (абзац 2 п. 14 ПБУ 6/01).
Очевидно, что в рассматриваемом случае не имеет места достройка, дооборудование и частичная ликвидация основного средства. Вместе с тем необходимо установить, не относятся ли указанные виды работ к реконструкции или модернизации помещения.
ПБУ 6/01 не определяет данные понятия. При этом из п. 60 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания), следует, что работы по реконструкции или модернизации предполагают улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта.
Согласно п. 14 ст. 1 ГрК РФ под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Мы придерживаемся позиции, что замена напольного покрытия и окон, равно как и покраска стен и потолка, не изменяет параметров и нормативных показателей функционирования помещения.
В этой связи полагаем, что данные расходы первоначальную стоимость помещения не увеличивают и подлежат учету по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство (расходов на продажу), т.е. на счетах 20 "Основное производство", (26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу") (п. 67 Методических указаний).
Сказанное подтверждается и Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88(р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утверждены приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, далее - ВСН 58-88(р)), которыми рекомендуют пользовать представители официальных органов для определения характера работ (письма Минфина России от 24.03.2010 N 03-11-06/2/41, от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794).
На основании приложения 7 к ВСН 58-88(р) смена оконных и дверных приборов, замена участков покрытия полов, все виды штукатурно-малярных работ в помещениях относятся к работам по текущему ремонту зданий.

Налоговый учет

Пункт 1 ст. 260 НК РФ устанавливает, что расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, являются прочими расходами и признаются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Налоговое законодательство при определении налоговой базы по налогу на прибыль не ставит ремонтные расходы в зависимость от вида произведенного ремонта (текущего, среднего или капитального) или способа его осуществления (хозяйственный или подрядный) (письмо Минфина России от 03.11.2006 N 03-03-04/1/718). Таким образом, расходы на ремонт основных средств относятся к прочим расходам и признаются для целей исчисления налоговой базы по прибыли в сумме фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены (п. 5 ст. 272 НК РФ).
В то же время произведенные расходы по модернизации и реконструкции основных средств приводят к увеличению их первоначальной стоимости и в целях налогообложения прибыли (п. 2 ст. 257 НК РФ).
Из п. 2 ст. 257 НК РФ следует, что к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Для разграничении ремонта и реконструкции в целях налогообложения также возможно руководствоваться ВСН 58-88(р).
С учетом изложенного выше мы считаем, что и в целях налогообложения указанные работы целесообразно рассматривать в качестве ремонтных и признавать в составе прочих расходов.
Наше мнение подтверждается, в частности, в постановлении Девятнадцатого ААС от 05.06.2019 N 19АП-1999/19. Так, судьи отметили, что критерием разграничения ремонтных работ, осуществляемых в отношении основных средств, является не объем и характер выполненных работ, а цель их выполнения: работы, выполненные для поддержания и частичного улучшения основных характеристик основного средства, подлежат квалификации как капитальный ремонт основного средства; работы, в результате которых изменились функциональные характеристики основного средства, позволяющие эксплуатировать объект по другому назначению или с другой технологией производства, квалифицируются как достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация или техническое перевооружение и являются капитальными вложениями, увеличивающими стоимость амортизируемого имущества.
В результате судьи не согласились с налоговиками и посчитали, что работы по смене полов на более прогрессивные материалы, полная смена ветхих окон и дверных блоков и пр. расходы по сути являются ремонтными и в качестве капитальных вложений не учитываются.
Аналогичные выводы были сделаны в постановлениях Шестнадцатого ААС от 06.02.2018 N 16АП-5056/17, ФАС Московского округа от 16.01.2003 N КА-А40/8739-02.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Источник: ГАРАНТ.РУ

Налоги и налогообложение

Как прописать в договоре аренды компенсацию за пользование коммунальных услуг (свет, тепло, вода), чтобы учитывать при налогообложении прибыли (переменная часть платы или отдельно сверх арендной платы)?

18 июня 2021

По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:
Возмещение арендодателю коммунальных расходов может быть включено в арендную плату, в частности, в качестве ее переменной части или уплачиваться отдельно сверх арендной платы.
Для целей налогообложения прибыли, независимо от выбранного способа, возмещение арендодателю коммунальных расходов может быть учтено в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, или в составе материальных расходов.
Однако с точки зрения вычета входного НДС вариант, когда коммунальные расходы возмещаются арендодателю сверх арендной платы, является проблемным.
На наш взгляд, наиболее предпочтительным вариантом для арендатора будет включение в договор аренды положения о компенсации арендодателю стоимости коммунальных услуг в составе арендной платы в качестве переменной составляющей.

Обоснование позиции:
На практике существует несколько способов обеспечения арендатора коммунальными услугами, например:
- арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг в составе арендной платы в качестве постоянной или переменной составляющей;
- арендатор компенсирует (возмещает) арендодателю стоимость коммунальных услуг отдельным платежом (по отдельному счету);
- арендатор заключает с арендодателем агентский договор, чтобы последний выступал его представителем перед поставщиками коммунальных услуг.
Отметим, что для целей налогообложения прибыли независимо от выбранного способа возмещение арендодателю коммунальных расходов может быть учтено в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, или в составе материальных расходов.
В зависимости от способа возмещения коммунальных услуг, потребляемых арендатором, будет зависеть и налогообложение НДС.

Коммунальные услуги перевыставлены сверх арендной платы

При компенсации арендатором стоимости коммунальных услуг, не являющейся частью арендной платы, отдельным платежом (на основании отдельного счета арендодателя) стороны договора обычно фиксируют такой порядок в качестве условия договора аренды. Правомерность такого способа возмещения стоимости коммунальных расходов подтверждается судебной практикой (постановления Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12664/08).
В настоящее время это один из самых неудачных вариантов оформления предоставления коммунальных услуг именно с точки зрения применения арендатором вычета по НДС.

НДС

Если договором аренды предусмотрена постоянная арендная плата, а платежи за коммунальное обслуживание не являются дополнительной (переменной) частью арендной платы и взимаются на основании отдельного договора на возмещение затрат или на основании договора аренды как платежи, являющиеся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений, то платежи за коммунальные услуги не учитываются арендодателем при определении налоговой базы по НДС. Соответственно, счет-фактуру арендодатель на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) не составляет (п. 2 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ со ссылкой на письма ФНС России от 27.10.2006 N ШТ-6-03/1040@, от 23.04.2007 N ШТ-6-03/340@, При таком варианте оформления арендодатель правомочен выставить счет-фактуру только на оказание услуг по предоставлению помещения в аренду.
При этом суммы НДС, уплаченные арендатором по счетам за потребленные в рамках договора аренды коммунальные ресурсы, не могут быть учтены в качестве расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 27.12.2007 N 03-03-06/1/895).

Налог на прибыль

Возмещение арендодателю коммунальных расходов, не включенных в арендную плату, для целей налогообложения прибыли учитывается в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 08.06.2009 N 16-15/058069@).

Коммунальные услуги включены в состав арендной платы (в качестве переменной составляющей)

Наиболее распространенным способом решения вопроса о порядке возмещения арендаторами расходов арендодателя, связанных с обеспечением помещения необходимыми коммунальными услугами, на практике является определение в составе арендной платы ее "переменной части", равной сумме указанных расходов.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

В таком случае налоговая база в целях исчисления НДС определяется арендодателем исходя из суммы арендной платы, состоящей из основной (постоянной) и дополнительной (переменной) частей (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 154 НК РФ, п. 1 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@).
При этом арендатор имеет право на вычет НДС на всю сумму налога, выставленную в счете-фактуре арендодателя (ст. 171, ст. 172 НК РФ).
Для обоснования суммы переменной части арендной платы арендодатель обычно передает арендатору документы, подтверждающие расчет (справку-расчет, акт о потребленных коммунальных услугах и т.п.), а также копии первичных учетных документов поставщиков коммунальных услуг (счета, счета-фактуры, УПД или иные документы).
В счете-фактуре арендодатель указывает единую стоимость услуги, состоящую из постоянной и переменной величины (заполняя в счете-фактуре либо одну строку с общей суммой, либо две строки с указанием отдельно постоянной и отдельно переменной величин).

Налог на прибыль

Переменная часть арендной платы в виде коммунальных платежей учитывается для целей обложения налогом на прибыль. так же как и постоянная часть, т.е. в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Источник: ГАРАНТ.РУ

Для проведения праздничных мероприятий организация приобрела комплекты костюмов. Студенты изъявили желание приобрести костюмы на память.
1. Возникает ли у организации новый вид деятельности при продаже костюмов?
2. Обязана ли организация установить наценку при продаже данных костюмов?

2 июня 2021

По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:
1. Поскольку закупка и передача костюмов носит разовый характер, новый вид деятельности у организации не возникает.
2. Устанавливать наценку при продаже данных костюмов организация может, но не обязана.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ сведения о кодах ОКВЭД, указанные в ЕГРЮЛ, должны соответствовать фактически осуществляемой деятельности.
Как указано в определении ВС РФ от 06.03.2018 N 308-КГ17-14457 по делу N А53-18839/2016, направленность действий на систематическое получение прибыли состоит в активных действиях - вовлечении соответствующих ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологии, сырья, материалов, энергии, информационных ресурсов и т.д.), нацеленности произведенных затрат на получение положительного финансового результата.
У организации нет намерения совершать данную деятельность на систематической основе, активных действий по реализации данных костюмов организация не совершает (студенты сами изъявили желание приобрести костюмы на память).
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, его условия определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением случаев, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (ст. 424 ГК РФ).
Из этого следует, что у организации нет обязанности установить наценку и получить положительный финансовый результат, соответственно, новый вид деятельности не возникает.
Тем не менее продажа костюмов признается реализацией в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ и подлежит обложению налогом на прибыль в соответствии со п. 1 ст. 249 НК РФ. Стоимость костюмов в данном случае относится на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. В случае реализации костюмов без наценки налогооблагаемой базы по данной операции не возникает.
Если же организация примет решение реализовывать данные костюмы с наценкой, напоминаем о том, что согласно п. 1.1 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пп. 3 и 4 ст. 284 НК РФ), может применяться налоговая ставка в размере 0% с учетом особенностей, установленных ст. 284.1 НК РФ. Если организация соответствует требованиям п. 3 ст. 284.1 НК РФ, то она может воспользоваться правом на применение нулевой ставки. Отметим, такое решение принимается организацией добровольно.
Что касается НДС, если организация осуществляет операции, освобождаемые от НДС на основании подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ (не подлежит налогообложению НДС оказание на территории РФ услуг в сфере образования некоммерческими образовательными организациями (далее - НОО) по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, смотрите также письма Минфина России от 06.03.2015 N 03-07-07/12127, от 01.11.2012 N 03-07-07/112, от 21.06.2012 N 03-07-07/59, ФНС России от 25.08.2015 N ГД-3-3/3230@, от 05.09.2013 N ЕД-4-3/16105@ и др.), но является налогоплательщиком НДС, реализация костюмов будет облагаться НДС.
Однако если организация имеет освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС, например, в связи с применением упрощенной системы налогообложения или в связи с размером выручки (Энциклопедия решений. Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС, Энциклопедия решений. Упрощенная система налогообложения), данная операция также не будет облагаться НДС.
Также напоминаем, что в соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в реестр ККТ, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением ряда случаев. Расчетами для целей применения ККТ являются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги. Таким образом, реализация костюмов студентам должна сопровождаться выдачей кассового чека.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Андреева Людмила

Источник: ГАРАНТ.РУ

Сотрудникам начисляются бонусы на депозитную карту организации для проката на аттракционах. Бонусы начисляются сотрудникам ежемесячно и установлены внутренними распорядительными документами организации.
Облагаются ли данные бонусы НДФЛ, страховыми взносами?

4 июня 2021

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Доход сотрудников в натуральном виде в виде бонусов (права на услуги аттракционов) подлежит обложению НДФЛ и страховыми взносами.

Обоснование вывода:
Как следует из вопроса, бонусы начисляются сотрудникам ежемесячно и установлены внутренними распорядительными документами организации, то есть являются составной частью системы оплаты труда, которая выплачивается в натуральной форме.

НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Для целей гл. 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц" доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (п. 1 ст. 41 НК РФ).
На основании п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся:
- оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг;
- полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой.
Соответственно, при перечислении организацией-работодателем бонусов на депозитную карту у сотрудников образуется доход в натуральной форме в виде оплаты права на получение услуг в организации, начислившей эти бонусы. По мнению Минфина, налоговая база по НДФЛ при этом определяется как стоимость услуг, право на получение которых появляется у владельца карты (п. 1 ст. 211 НК РФ). Значит, для определения размера дохода, подлежащего налогообложению, должен использоваться денежный эквивалент бонусов, то есть стоимость услуг проката, которыми можно воспользоваться за эти бонусы (смотрите, например, письмо Минфина России от 18.11.2016 N 03-04-06/67922).
В общем случае налоговым агентом исчисление сумм и уплата НДФЛ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога, в том числе и в отношении дохода, полученного в натуральной форме (пп. 1, 2 ст. 226 НК РФ). При этом налоговый агент в соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ может удержать у налогоплательщика начисленную сумму налога за счет любых доходов, выплачиваемых им налогоплательщику в денежной форме.
В данной ситуации доход в натуральной форме возникает у сотрудников организации. Следовательно, организация имеет возможность удержать НДФЛ, исчисленный с дохода, полученного в виде бонусов (права на услуги), из заработной платы сотрудников. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплачиваемого в денежной форме дохода (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Страховые взносы

Согласно п. 1 ст. 420 НК РФ для организаций объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Страховые взносы начисляются на выплаты работникам как в денежной, так и в натуральной форме. Так, в силу п. 7 ст. 421 НК РФ при осуществлении выплат и иных вознаграждений в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества база для исчисления страховых взносов определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ. При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, акцизов и исключается частичная оплата физическим лицом стоимости полученных им товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг.
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, установлен ст. 422 НК РФ и является исчерпывающим.
В отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний применяются аналогичные положения (ст. 20.1, п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ)).
Анализ правоприменительной практики показывает, что в настоящее время общий официальный подход контролирующих органов сводится к необходимости обложения страховыми взносами любых выплат, осуществляемых работникам, кроме поименованных в ст. 422 НК РФ (смотрите, например, письма ФНС России от 02.06.2020 N БС-4-11/9100, Минфина России от 13.05.2019 N 03-07-11/34059, от 14.01.2019 N 03-04-06/1153, от 17.05.2018 N 03-04-06/33350).
Кроме того, в арбитражной практике на протяжении многих лет существует позиция, основанная на анализе норм ТК РФ, в соответствии с которыми объектом обложения страховыми взносами являются не любые выплаты в рамках трудовых отношений, а обладающие признаками заработной платы. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Соответственно, не являются объектом обложения страховыми взносами выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, так как они не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы (смотрите, например, постановления Четвертого ААС от 06.08.2020 N 04АП-1659/20 по делу N А19-29229/2019, от 04.06.2020 N 04АП-2270/20 по делу N А19-29685/2019, Семнадцатого ААС от 06.02.2020 N 17АП-19499/19).
Учитывая сказанное, полагаем, что в анализируемой ситуации доход в виде начисленных бонусов подлежит обложению страховыми взносами на общих основаниях.
В настоящее время мы не располагаем разъяснениями уполномоченных органов и примерами судебной практики по данной конкретной ситуации. И данный вывод является нашим экспертным мнением. Поэтому напоминаем о праве налогоплательщика обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за соответствующими письменными разъяснениями (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений финансового ведомства или налоговых органов исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Источник: ГАРАНТ.РУ

Облагается ли НДФЛ и страховыми взносами выдача приобретенных организацией путевок в детский лагерь для детей сотрудников?

7 июня 2021

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При выдаче приобретенных организацией путевок в детский лагерь для детей сотрудников объект налогообложения НДФЛ и страховыми взносами не возникает.

Обоснование вывода:

НДФЛ

В общем случае объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками (физическими лицами) как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации (п. 1 ст. 209 НК РФ). При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло (п. 1 ст. 210 НК РФ). Доходы, не подлежащие обложению НДФЛ (освобожденные от налогообложения), перечислены в ст. 217 НК РФ.
При этом в силу п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемые в том числе за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с НК РФ не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (письма Минфина России от 21.08.2019 N 03-03-07/63999, от 01.08.2017 N 03-04-06/48824, от 30.11.2011 N 03-04-06/6-325, от 22.09.2011 N 03-04-06/6-234, от 08.04.2011 N 03-04-05/6-244, ФНС России от 18.12.2012 N ЕД-4-3/21567@, от 05.12.2011 N ЕД-3-3/4001@).
Обратите внимание, что суммы компенсации (оплаты) организацией стоимости путевок детям, не достигшим возраста 16 лет, на основании которых им оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 9 ст. 217 НК РФ, независимо от наличия трудовых отношений между организацией, производящей указанную оплату (возмещение), и родителями детей (письмо Минфина России от 28.06.2013 N 03-04-05/24690).
Необходимым условием для освобождения от налогообложения доходов физических лиц в виде стоимости путевок является отнесение организации, оказывающей соответствующие услуги, к санаторно-курортным или оздоровительным организациям (письма Минфина России от 19.12.2017 N 03-04-05/84723, от 03.07.2016 N 03-04-06/32361). К ним относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря (абзац шестой п. 9 ст. 217 НК РФ).
При этом представители финансового и налогового ведомств в своих письмах разъясняют, что вопрос отнесения организации к санаторно-курортным или оздоровительным относится к компетенции Минздравсоцразвития России. Документами, подтверждающими отнесение организации к санаторно-курортным или оздоровительным, может являться лицензия, учредительные документы, содержащие указание на вид деятельности, осуществляемой организацией (письма ФНС России от 11.08.2014 N ПА-4-11/15746@, Минфина России от 21.02.2012 N 03-04-06/6-40, от 02.08.2010 N 03-04-06/5-162).
В свою очередь, документами, подтверждающими обоснованность освобождения от обложения НДФЛ сумм оплаты организацией путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации, являются договор, заключенный с перечисленными организациями, а также платежные документы, подтверждающие целевое назначение указанной оплаты (письмо Минфина России от 19.09.2014 N 03-04-06/46990).

Страховые взносы

На основании п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций - плательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 ст. 420 НК РФ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.
Объектом обложения страховыми взносами являются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, произведенные в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам о выполнении работ, оказании услуг (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ)).
Положения гл. 34 НК РФ и Закона N 125-ФЗ не уточняют, что следует понимать под выплатами в рамках трудовых отношений*(1).
В ст. 422 НК РФ (а также в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ) перечислены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц. Данный перечень является исчерпывающим, санаторно-курортные путевки для сотрудников нем не поименованы.
Ссылаясь на данную норму, специалисты финансового и налогового ведомств на протяжении многих лет придерживаются позиции, что стоимость путевок на санаторно-курортное лечение работников подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке независимо от источника финансирования оплаты таких путевок*(2). Такие разъяснения приводятся в письмах Минфина России от 30.04.2019 N 03-04-05/32077, от 23.04.2019 N 03-15-06/29511, от 15.01.2019 N 03-04-06/1107, от 24.01.2019 N 03-03-06/1/3880, от 26.07.2018 N 03-15-07/52944, от 12.04.2018 N 03-15-06/24316, от 14.02.2017 N 03-15-06/8071, ФНС России от 23.03.2020 N СД-4-3/4938@, от 26.02.2020 N БС-4-11/3209, от 14.09.2017 N БС-4-11/18312).
В свою очередь, судебная практика свидетельствует о том, что арбитры, как правило, занимают иную позицию. По их мнению, факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда*(3).
В свою очередь, суммы расходов работодателя по оплате путевок для членов семьи работников не признаются объектом обложения страховыми взносами, поскольку такая оплата осуществляется за физических лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией (п. 1 ст. 420 НК РФ). Такое мнение высказано в письмах Минфина России от 20.09.2019 N 03-03-06/1/72557, от 30.04.2019 N 03-04-05/32077, от 23.04.2019 N 03-15-06/29511, от 24.01.2019 N 03-03-06/1/3880, от 15.01.2019 N 03-04-06/1107, от 12.04.2018 N 03-15-06/24316, от 19.12.2017 N 03-04-05/84723, от 01.08.2017 N 03-04-06/48824, от 10.07.2017 N 03-15-06/43634, ФНС России от 07.10.2019 N БС-4-11/20417@, от 30.10.2017 N ГД-4-11/22062@.
Аналогичное заключение можно сделать в отношении обложения стоимости путевок взносами от НС и ПЗ (с учетом п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).
Таким образом, при выдаче путевок для детей сотрудников, которые были приобретены организацией, объект обложения страховыми взносами не возникает.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Источник: ГАРАНТ.РУ

------------------------------------------------------------------------

*(1) В письме ПФР и ФСС РФ от 29.07.2014 NN НП-30-26/9660, 17-03-10/08-2786П разъясняется, что объектом обложения страховыми взносами являются все выплаты в пользу работников в денежной и натуральной формах, производимые работодателем в рамках трудовых отношений, в том числе как на основании положений трудовых договоров, так и при отсутствии положений о тех или иных выплатах в указанных договорах, но производимые в связи с наличием трудовых отношений между работником и работодателем, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами. То есть оплата путевки для работника может рассматриваться как выплата, произведенная в рамках трудовых отношений. Разъяснения даны в периоде действия Закона N 212-ФЗ, однако обратим внимание, что п. 1 ст. 420 НК РФ и ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ содержат практически идентичные положения.
*(2) Иными словами, для начисления страховых взносов не имеет значения, учитываются ли те или иные выплаты, производимые в пользу работников, для целей налогообложения прибыли, или их выплата производится за счет средств, не уменьшающих налоговую базу по этому налогу (п. 1 ст. 420, ст. 422 НК РФ, письма ФНС России от 23.03.2020 N СД-4-3/4938@, от 26.02.2020 N БС-4-11/3209).
*(3) Расходы (выплаты) организации на санаторно-курортное лечение, независящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являющиеся стимулирующими или компенсирующими выплатами и не включенные в систему оплаты труда, носят социальный характер и не являются объектом обложения страховыми взносами (постановления Четырнадцатого ААС от 28.01.2021 N 14АП-10226/20, Третьего ААС от 07.10.2020 N 03АП-3699/20, Десятого ААС от 16.09.2020 N 10АП-12254/20, Двенадцатого ААС от 01.09.2020 N 12АП-5906/20, АС Восточно-Сибирского округа от 09.12.2020 N Ф02-6381/2020, от 31.08.2020 N Ф02-3477/20, Четвертого ААС от 04.06.2020 N 04АП-2270/20, Второго ААС от 19.09.2019 N 02АП-6958/19.
По вопросу взносов на НС и ПЗ смотрите, например, постановления Девятого ААС от 24.01.2020 N 09АП-78951/19, Второго ААС от 18.10.2018 N 02АП-7327/18.

Трудовое право

В организации работает сотрудник, условия труда которого не имели вредных производственных факторов. В случае перевода сотрудника на другую должность с вредными производственными факторами работник должен пройти медосмотр и психиатрическое освидетельствование.
Можно ли отнести указанные проверки состояния здоровья к первичным осмотрам, или они являются периодическими?

25 июня 2021

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Указанные проверки состояния здоровья нельзя считать периодическими.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью седьмой ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Обязательное психиатрическое освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 (далее - Перечень) (пп. 1, 3 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695; далее - Правила).
По результатам психиатрического освидетельствования определяется пригодность/непригодность работника к выполнению указанного в выданном ему работодателем направлении вида работ (работы в условиях повышенной опасности), предусмотренного Перечнем (пп. 6, 9 Правил).
Отметим, что Перечень содержит:
- наименования опасных (вредных) веществ и производственных факторов на рабочем месте работника и проводимых при наличии этих веществ (факторов) работ;
- наименования проводимых в условиях повышенной опасности работ, видов профессиональной деятельности и категорий должностей.
Как следует из вопроса, первая должность работника не была связана с вредными факторами, а новая должность связана. Соответственно, поскольку в данном случае после перевода работника на другую должность меняются вид его работы, условия его труда, которые являются основанием для прохождения медицинского осмотра и психиатрического освидетельствования, то, полагаем, что они должны рассматриваться как первичные (предварительный) осмотр и освидетельствование, а не периодические.
Для закрепления указанной позиции также предлагаем ознакомиться с позицией Роструда - 1, 2.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Сулейманов Марат

Источник: ГАРАНТ.РУ

Законом установлено, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях: появились новые рабочие места; получено предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными нарушениями требований закона или государственных нормативных требований охраны труда, предусмотренных статьей 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На предприятии (700 человек) СОУТ проведена в разное время, в одном подразделении на разных рабочих местах. Подходит время (пять лет), когда необходимо провести следующую СОУТ на часть рабочих местах (август 2021 года, декабрь 2021 года, март 2022 года и т.д).
Можно ли провести СОУТ на всех рабочих местах (700 человек) одновременно, то есть в отношении части рабочих мест СОУТ будет проведено в срок, а в отношении другой части - раньше срока? Верно ли, что СОУТ не будет считаться внеплановой, так как нет перечисленных оснований?

24 июня 2021

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
СОУТ может быть проведена на всех рабочих местах, включая те из них, в отношении которых срок проведения СОУТ еще не наступил.

Обоснование вывода:
Действительно, в части 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) праведен исчерпывающий перечень случаев, когда проводится внеплановая специальная оценка условий труда: должна проводиться только в случаях, предусмотренных этой нормой. Иных оснований к проведению внеплановой СОУТ, кроме случаев, установленных этой нормой, на рабочих местах Законом N 426-ФЗ не предусмотрено (смотрите письмо Минтруда России от 15.10.2020 N 15-2/ООГ-3040). В рассматриваемом случае ни одно из указанных оснований к проведению внеплановой СОУТ не применимо.
Однако это не значит, что провести СОУТ в отношении всех рабочих мест одновременно в рассматриваемом случае невозможно. В силу части 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ СОУТ на рабочих местах проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом N 426-ФЗ. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ в информационную систему учета в порядке, установленном Законом N 426-ФЗ, а в отношении результатов проведения СОУТ, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
Как видно, Законом N 426-ФЗ установлен максимально допустимый срок между проведением СОУТ, но не установлен запрет на проведение очередной СОУТ чаще, чем один раз в пять лет. Следовательно, работодатель, решивший провести очередную СОУТ на всех рабочих местах, в том числе на тех из них, для которых срок для проведения СОУТ еще не наступил, не нарушает требования действующего законодательства, действует правомерно. Аналогичное мнение высказывают и специалисты Роструда (смотрите ответ на вопрос, размещенный на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Источник: ГАРАНТ.РУ

В апреле 2021 года работником было отработано 23 рабочих дня при нормативе 22 рабочих дня. Работник выходил на работу в выходные дни два раза. За работу в один из выходных дней был взят день отдыха в этом же месяце, за работу в другой день - в мае. Работа в выходные дни по согласованию оплачена в одинарном размере.
За сколько дней должна быть начислена премия?

21 июня 2021

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Если в приведенной ситуации премия предусмотрена системой оплаты труда и выплачивается за фактически отработанное время, то при достижении критериев премирования дни, когда сотрудник работал в выходные, необходимо включать в расчет отработанного времени. Соответственно, размер премии должен определяться с учетом всех отработанных в апреле 23 дней. Тот факт, что работа в выходные дни оплачена в одинарном размере, не исключает необходимости учета времени работы в эти дни при определения размера премии.

Обоснование вывода:
Согласно части первой ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере по установленным этой нормой правилам.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (часть вторая ст. 153 ТК РФ).
Как указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 N 26-П (далее - Постановление N 26), компенсационные и стимулирующие выплаты должны по смыслу ст. 135 ТК РФ учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни. Часть первая ст. 153 ТК РФ сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат. Соответственно, при привлечении таких работников к работе в выходной или нерабочий праздничный день в оплату их труда за указанную работу наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда. Данное толкование положений ст. 153 ТК РФ является общеобязательным (ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации")*(1).
Необходимость оплаты работы в выходные и праздники с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, по нашему мнению, не предполагает, что сама доля таких выплат, причитающаяся работнику за эту работу, во всех случаях должна начисляться одновременно с доплатой в виде тарифной части заработной платы, исчисленной в двойном размере. На наш взгляд, работа в выходные и праздничные дни должна учитываться при определении размера самих таких выплат и, как следствие, стимулирующие и компенсационные выплаты за такую работу должны выплачиваться в дни их выплаты, установленные системой оплаты труда работодателя, независимо от того, когда должна быть осуществлена выплата доплаты за работу в выходной или праздничный день в виде двойного размера соответствующей тарифной части заработной платы.
Иными словами, учет компенсационных и стимулирующих выплат при оплате работы в выходные и праздничные дни должен реализоваться посредством увеличения размеров компенсационных и стимулирующих выплат пропорционально времени, отработанному работником сверх нормы. Полагаем, что в подтверждение справедливости данного подхода можно привести письмо Минтруда России от 04.09.2018 N 14-1/ООГ-7353. В нем специалисты ведомства, комментируя Постановление N 26-П, указали, что если работник за календарный месяц отработал меньше месячной нормы рабочего времени, установленной ему трудовым договором, то выплаты уменьшаются пропорционально. В то же время если в течение месяца работник отработал больше нормы рабочего времени, то выплаты должны быть увеличены.
Следовательно, учитывать отработанное в выходные и праздничные дни время следует отдельно для каждой стимулирующей и компенсационной выплаты.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (часть четвертая ст. 153 ТК РФ).
В Постановлении N 26-П прямо упоминаются только случаи, когда работа в выходные и нерабочие праздничные дни не компенсировалась предоставлением работникам другого дня отдыха. Однако полагаем, что вывод о необходимости оплаты любой работы с учетом компенсационных и стимулирующих выплат в полной мере применим и к случаям, когда работнику за работу в выходной или нерабочий праздничный день предоставляется другой день отдыха (письмо Минтруда России от 21.01.2020 N 14-1/ООГ-327).
Таким образом, предусмотренные системой оплаты труда стимулирующие выплаты (в том числе премии), которые являются неотъемлемой частью заработной платы, должны начисляться за все периоды работы, включая и выходные дни (решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 05.06.2019 N 2-1894/2019).
Если в приведенной ситуации премия выплачивается за фактически отработанное время, по нашему мнению, при достижении критериев премирования дни, когда сотрудник работал в выходные, необходимо включать в расчет отработанного времени. Соответственно, размер премии должен определяться с учетом всех отработанных в апреле 23 дней. Тот факт, что работа в выходные оплачена в одинарном размере, не исключает необходимости учета времени работы в эти дни при определения размера премии (решение Невского районного суда г. Санкт-Петербурга от 10.12.2020 N 2-4670/2020).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Источник: ГАРАНТ.РУ

Как правильно продлить трудовой договор с генеральным директором ООО: путем заключения дополнительного соглашения или путем заключения нового трудового договора на новый срок?

9 июня 2021

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Продление трудовых отношений с руководителем ООО может быть осуществлено любым из указанных способов.

Обоснование вывода:
Генеральный директор ООО одновременно является и органом управления общества, и его работником, выступая в качестве руководителя такого общества (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", далее - Закон об ООО, ст. 11, 16, 20, 273 ТК РФ). Согласно части второй ст. 59 и ст. 275 ТК РФ срочный трудовой договор с руководителем организации может заключаться лишь по соглашению сторон. В этом случае срок действия договора определяется учредительными документами или соглашением сторон. Это означает, что независимо от указанного в уставе ООО срока полномочий директора трудовой договор с ним может заключаться и на неопределенный срок.
В том случае, если с директором, срок полномочий которого истекает, был заключен срочный трудовой договор, продление его полномочий в результате переизбрания требует соответствующего оформления дальнейших трудовых отношений.
Наиболее простым и бесспорным способом такого оформления являются увольнение директора в связи с истечением срока трудового договора (пункт 2 части первой ст. 77 ТК РФ) и заключение с ним нового трудового договора на срок действия его полномочий. При реализации данного способа в силу части первой ст. 84.1 ТК РФ нужно будет издать приказ об увольнении, оформив его по унифицированной форме Т-8, и внести соответствующую запись в трудовую книжку. Затем, заключив новый трудовой договор, вновь оформить прием на работу, издав приказ о приеме по форме N Т-1 и внеся соответствующую запись в трудовую книжку. Заключение нового договора без прекращения старого (а следовательно, и без увольнения работника) невозможно.
Вторым способом сохранить трудовые отношения с вновь переизбранным руководителем организации является продление срока действия уже заключенного срочного трудового договора.
Поскольку специальные нормы о срочных трудовых договорах не запрещают внесения изменений в данные договоры и не содержат особых правил такого изменения, полагаем, что изменение условий срочного трудового договора, в том числе и условия о сроке его действия, вполне возможно и производится по правилам главы 12 Трудового кодекса РФ (с учетом установленного п. 1 части первой ст. 58 ТК РФ ограничения на продление трудового договора на срок более пяти лет). Согласно ст. 72 ТК РФ такое изменение производится на основании соглашения сторон, заключенного в письменной форме. При этом ни ст. 66 ТК РФ, ни иные нормативно-правовые акты не требуют внесения в трудовую книжку сведений о продлении срока трудового договора. Также не требуется и издание приказа. Вместе с тем данный способ не является абсолютно бесспорным. С одной стороны, возможность продления срочного трудового договора подтверждается и разъяснениями Роструда (письмо от 31.10.2007 N 4413-6), и правоприменительной практикой (п. 8 Обобщения практики рассмотрения судами Челябинской области гражданских дел по трудовым спорам, г. Челябинск, 2003 г.; определение Свердловского областного суда от 02.02.2011 по делу N 33-1315/2012). С другой стороны, Рострудом высказывалось и противоположное мнение, согласно которому правовых оснований для продления срочного трудового договора на новый срок без его расторжения не имеется (письмо от 08.12.2008 N 2742-6-1). Отметим, впрочем, что указанное письмо является официальным разъяснением ведомства по конкретному прецеденту и не носит универсального характера.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Источник: ГАРАНТ.РУ

Гражданское право

Возможно ли продать объект недвижимости, который не поставлен на кадастровый учет? Можно ли назвать постройку недвижимостью, если она не поставлена на кадастровый учет?

17 июня 2021

В соответствии с ч. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество. В силу ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (ст. 554 ГК РФ).
Согласно ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Так, регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В соответствии со ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. В соответствии с ч. 3, 4, 6 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН. Согласно ч. 7 ст. 1, 8 Закона N 218-ФЗ, а также положениям приказа Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2015 г. N 943 внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, осуществляется путем проведения процедуры государственного кадастрового учета, при которой в ЕГРН вносятся сведения, подтверждающие существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
Таким образом, из приведенных положений следует, что объектом договора купли-продажи может быть только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу статьи 130 ГК РФ, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет по правилам Закона N 218-ФЗ. Регистрация же перехода прав на юридически не существующий объект недвижимости действующим законодательством не предусмотрена. Соответственно, здание, не стоящее на кадастровом учете, не может являться самостоятельным предметом договора купли-продажи. Аналогичные требования касаются и отчуждения земельных участков, в частности, в силу ч. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Кроме того, согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
С учетом изложенного, полагаем, что в случае, если здания, в отношении которых не осуществлен государственный кадастровый учет, обладают признаками объектов капитального строительства, то они являются объектами недвижимости в силу ст. 130 ГК РФ, при этом такие здания не являются оборотоспособными объектами гражданских прав.
Отметим, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей (ч. 1 ст. 69 Закона N 218-ФЗ).
Дополнительно сообщаем, что согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Использование самовольной постройки не допускается.
Как указал Конституционный Суд РФ в п. 2 определения от 3 июля 2007 г. N 595-О-П, самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. При этом каждого из закрепленных в п. 1 ст. 222 ГК РФ признака самовольной постройки достаточно для определения ее таковой. Таким образом, если рассматриваемые объекты возведены без разрешения на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, указывает на самовольное строительство рассматриваемых объектов.
В силу прямой нормы п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Иными словами, самовольная постройка не признается объектом гражданских прав, она не может быть вовлечена в гражданский оборот (апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 26 февраля 2019 г. по делу N 33-2058/2019).
В частности, невозможно и возникновение права на них на основании норм о приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ): приобретательная давность не распространяется на случаи, когда в качестве объекта владения и пользования выступает самовольно возведенное строение, которое не относится к объектам гражданских прав, поскольку владение и пользование самовольным строением не может быть признано добросовестным (апелляционное определение СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 1 февраля 2017 г. по делу N 33-443/2017).
Единственным способом вовлечения самовольных построек в гражданский оборот является признание права собственности на самовольную постройку в судебном, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке (п. 3 ст. 222 ГК РФ). При этом закон предоставляет право обратиться с такими требованиями только лицу, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка. И предъявляет требование об одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Балашов Дмитрий

Источник: ГАРАНТ.РУ