ГАРАНТ Интернет-версия
Войти Попробовать бесплатно
Апрель 2018
Источник: портал ГАРАНТ.РУ

Минфин России выступает против увязки транспортного налога с пробегом автомобиля

Свою позицию по данному вопросу министерство выразило в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 января 2018 г. № 03-05-06-04/3188, посвященному особенностям исчисления и уплаты транспортного налога.

Подчеркивается, что установленная в настоящее время налоговая база по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах 1.

При этом предлагаемое взимание транспортного налога исходя из показаний счетчика пробега автотранспортного средства Минфин России считает нецелесообразным. По мнению финансистов, это не только существенно усложнит администрирование данного налога, но и приведет к возникновению дополнительной нагрузки на налогоплательщиков – последним необходимо будет периодически регистрировать в налоговых органах показания счетчиков пробега. Кроме того, налогоплательщикам потребуется за свой счет оборудовать автомобили дополнительными устройствами, препятствующими несанкционированному изменению показаний счетчиков.

Помимо этого, в письме Минфин России указывает на особенности исчисления транспортного налога. В частности, отмечается, что этот налог является региональным и формирует в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов. Он устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ2.

Финансисты напоминают, что транспортный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования транспортного средства. При этом вопросы определения размера налоговой ставки (в пределах, установленных НК РФ), а также установления налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Регионы также могут вводить дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются не только легковые и грузовые автомобили, но и водные и воздушные транспортные средства.

Одновременно эксперты Минфина России подчеркивают, что плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, не относится к налогам и сборам, регулируемым НК РФ. Вопросы, касающиеся установления указанной платы, относятся к компетенции Минтранса России.

Наталья Ключевская,
5 марта 2018 года

1ст. 1 и ст. 3 НК РФ

2ст. 14 Налогового кодекса

kypit-garant