Внесенные поправки касаются предоставления отсрочки, рассрочки по уплате федеральных налогов и сборов в части, зачисляемой в бюджет страны, на срок от 1 до 3 лет.
Решения о предоставлении такой отсрочки (рассрочки) теперь будет принимать не Правительство РФ, а ФНС России.
Также отменен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по решению министра финансов РФ.
Поправки к НК РФ касаются налогообложения прибыли.
Во-первых, пересмотрен порядок учета процентов по долговым обязательствам. При подсчете интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам вместо ставки рефинансирования ЦБ РФ применяется ключевая ставка ЦБ РФ. Также изменены интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам в рублях, вытекающим из контролируемых сделок. С 1 января по 31 декабря 2015 г. эти интервалы составляют от 0 до 180% ключевой ставки ЦБ РФ, а начиная с 1 января 2016 г. - от 75 до 125% ключевой ставки ЦБ РФ.
В отношении долговых обязательств, возникших до 1 октября 2014 г., устанавливается особый порядок определения предельной величины процентов, включаемых в состав расходов в период с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2015 г.
Так, величина контролируемой задолженности в иностранной валюте определяется по курсу ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не превышающему курсы ЦБ РФ по состоянию на 1 июля 2014 г. Размер собственного капитала определяется без учета курсовых разниц, возникших в результате переоценки требований в связи с изменением официальных курсов иностранных валют с 1 июля 2014 г. по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.
Предельная величина процентов, включаемых в расходы в период с 1 декабря по 31 декабря 2014 г., при отсутствии сопоставимых долговых обязательств перед российскими организациями, а также по выбору налогоплательщика принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не более 3,5 ставки рефинансирования ЦБ РФ (по рублевым обязательствам).
Во-вторых, освобождены от налогообложения доходы Агентства по страхованию вкладов, полученные при осуществлении мер по поддержанию стабильности банковской системы. Речь идет о доходах по договорам субординированного займа и по субординированным облигациям банков. Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии их перечисления в полном объеме в федеральный бюджет.
Пакет очередных поправок к ГК РФ касается отдельных вопросов исковой давности, обязательственного права, общих положений о договоре.
Расширены возможности защиты прав кредитора по обязательству. Так, закреплено, что суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму на случай неисполнения должником судебного акта об исполнении обязательства в натуре.
Скорректированы правила исполнения обязательств. В частности, в ГК РФ включены нормы о межкредиторских соглашениях.
Изменены положения о способах обеспечения исполнения обязательств. Так, сужены возможности суда по уменьшению размера неустойки. Вместо понятия банковской гарантии как способа обеспечения исполнения обязательства введено понятие независимой гарантии, которая может выдаваться не только кредитной организацией, но и иной коммерческой организацией. Независимая гарантия не зависит от действительности обеспечиваемого ею обязательства. Закреплен такой способ обеспечения исполнения обязательств, как обеспечительный платеж.
Также предусмотрена возможность заключения соглашений о возмещении имущественных потерь одной из сторон договора (потери, вызванные невозможностью исполнения обязательства, предъявлением требований со стороны третьих лиц или органов государственной власти и т. п.).
Изменения касаются и ответственности за нарушение обязательств. Так, если неисполнение или ненадлежащее исполнение должником договора повлекло его досрочное прекращение, кредитор вправе потребовать от должника возмещения убытков в виде разницы между ценой, установленной в прекращенном договоре, и текущей ценой на сопоставимые товары, работы или услуги.
При начислении процентов за пользование чужими денежными средствами вместо учетной ставки ЦБ РФ применяются средние ставки банковского процента по вкладам физлиц. Прописан запрет на применение сложных процентов (проценты на проценты), если иное не установлено законом (а по обязательствам, исполняемым при осуществлении сторонами предпринимательской деятельности, - законом или договором).
Коррективы касаются также общих положений о договоре. Закреплены понятия рамочного договора, опциона на заключение договора, опционного и абонентского договоров. Прописана обязанность стороны, предоставившей при заключении договора недостоверные сведения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения, исполнения или прекращения договора, возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку.
Урегулирован порядок проведения переговоров о заключении договора.
Уточнен порядок проведения торгов (в том числе публичных).
Закреплено, что право на односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с предпринимательской деятельностью, может быть обусловлено выплатой определенной денежной суммы другой стороне обязательства.
С 1 января 2015 г. действуют изменения в законодательство, посвященные применению в Крыму и Севастополе законодательства о лицензировании, об уведомительном порядке начала предпринимательской деятельности, о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении государственного, муниципального контроля.
С 1 июня 2015 г. в Республике и городе виды деятельности, перечисленные в Законе о лицензировании, можно осуществлять только на основании соответствующего документа. Однако на некоторые виды бизнеса он не потребуется. При этом юрлицу (ИП) необходимо уведомить о начале такового, а также соблюдать временные обязательные требования.
Согласно документу к упомянутым видам деятельности отнесены разработка, производство, испытание и ремонт авиатехники; обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности; медицина; сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России. Определен срок, в течение которого допускается заниматься ими без лицензии. Указаны федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные устанавливать временные обязательные требования и перечень их грубых нарушений. Соответствующие списки поручено подготовить до 1 апреля 2015 г.
Закреплены особенности применения Закона о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля" при проведении проверок соблюдения временных обязательных требований. Организуются только внеплановые мероприятия.
Урегулирована процедура представления уведомления о занятии деятельностью из числа вышеуказанных. Оно направляется уполномоченному органу с приложением документов, подтверждающих возможность соблюдения временных обязательных требований. Приведена форма уведомления.
Юрлица и ИП, начавшие до 1 июня 2015 г. в Крыму и Севастополе выполнение работ или оказание услуг в составе видов деятельности, в отношении которых необходимо составить уведомление, направляют его по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584.