ГАРАНТ Интернет-версия
Войти Попробовать бесплатно
Источник: портал ГАРАНТ.РУ

Правовой консалтинг

— Бухучет и отчетность

— Налоги и налогообложение

— Гражданское право

— Трудовое право

— Госзакупки

— Бухгалтерский учет в бюджетной сфере

30 самых актуальных вопросов февраля с ответами экспертов службы Правового консалтинга компании ГАРАНТ

Организация оказывает благотворительную помощь больнице, которая работает с зараженными COVID-19: поставляет подсолнечное масло.

Облагается ли передача подсолнечного масла НДС? Как отразить в бухгалтерском учете передачу подсолнечного масла?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Передача подсолнечного масла не облагается НДС, в случае, если больница является некоммерческой организацией. Если больница является коммерческой организацией, то оснований для освобождения от уплаты НДС не возникает.

В бухгалтерском учете операции по безвозмездной передаче имущества отражаются с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Обоснование вывода:

НДС

Обязанность по уплате того или иного налога непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). Если объект налогообложения отсутствует, то не возникает и обязанности по исчислению налога.

Порядок исчисления и уплаты НДС урегулирован положениями главы 21 НК РФ.

В пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ перечислены виды операций, признаваемых объектом налогообложения. В свою очередь, операции, объектом налогообложения не являющиеся, поименованы в п. 2 ст. 146 НК РФ.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 в целях исчисления НДС передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 39 НК РФ) и является объектом налогообложения.

Таким образом, в общем случае при передаче какого-либо имущества (товаров, материалов, основных средств) безвозмездно у передающей стороны возникает объект налогообложения по НДС и, как следствие, обязанность по начислению рассматриваемого налога. Налоговая база в этом случае определяется исходя из рыночных цен в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ (п. 2 ст. 154 НК РФ).

В то же время в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ. А пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ, в свою очередь, предусматривает, что не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

В рассматриваемом случае подсолнечное масло передается в больницу.

Согласно Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.08.2013 N 529н, больницы относятся к лечебно-профилактическим медицинским организациям.

Понятие "медицинская организация" определено в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в РФ" (далее - Закон N 323-ФЗ). Так, в соответствии с п. 11 ст. 2 Закона N 323-ФЗ медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иных юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях Закона N 323-ФЗ к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Таким образом, мы видим, что медицинские организации, в т.ч. больницы, могут быть как коммерческими, так и не коммерческими.

Формы некоммерческих организаций поименованы в параграфах 6 и 7 главы 4 ГК РФ. Так, например, некоммерческой организацией в силу закона является бюджетное учреждение (ст. 123.21 ГК РФ, п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Таким образом, если подсолнечное масло передается в некоммерческую организацию, например, в бюджетное учреждение здравоохранения (ГУЗ, ГБУ), то при его передаче объекта налогообложения по НДС не возникает, то есть данный налог исчислять не нужно. При этом в договоре, на основании которого осуществляется передача, на наш взгляд, целесообразно указать, что масло передается на осуществление уставной деятельности указанного медицинского учреждения.

Если же масло передается в коммерческую медицинскую организацию (например, медицинский центр с организационно-правовой формой ООО), то такая безвозмездная передача влечет за собой возникновение объекта налогообложения по НДС.

На основании пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Закон N 135-ФЗ), за исключением подакцизных товаров.

Отметим также, что в соответствии со ст. 1 Закона N 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Благотворительная помощь оказывается только на цели, перечисленные в ст. 2 Закона N 135-ФЗ. В качестве возможных целей осуществления благотворительной деятельности в п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ поименованы в том числе содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан.

В то же время направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются (п. 2 ст. 2 Закона N 135-ФЗ).

Резюмируя сказанное, благотворительная помощь оказывается только на цели, перечисленные в п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ, и только некоммерческим организациям или физическим лицам.

Поэтому если подсолнечное масло передается в коммерческую медицинскую организацию, оснований для неначисления НДС не возникает.

К сведению:

Обращаем внимание, что не возникает права на вычет сумм НДС, предъявленного налогоплательщику при приобретении имущества, передаваемого некоммерческой организации для осуществления ее уставной деятельности, т.к. это имущество не будет использоваться для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (ст. 171 НК РФ). НДС, уплаченный при его приобретении, к вычету не принимается, а подлежит включению в стоимость передаваемых активов (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы, связанные с продажей продукции, являются расходами по обычным видам деятельности. Однако учитывая, что масло в данном случае не продается, а передается безвозмездно, считаем, что его стоимость, равно как и другие расходы, связанные с такой передачей, подлежат учету в составе прочих расходов (п. 12 ПБУ 10/99). При этом не имеет значения, облагается или нет НДС такая передача.

В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), для обобщения информации о прочих доходах и расходах предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Поэтому при передаче подсолнечного масла в больницу безвозмездно в учете оформляется запись:

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 41 (10, 43).

Организация в налоговом учете резервы по сомнительным долгам не создает. При создании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете в части учета расчетов с поставщиками и подрядчиками (счет 60) и расчетов с прочими дебиторами и кредиторами (счет 76) организация отражала в учете постоянные разницы. А при создании резерва по сомнительным долгам в части расчетов с покупателями и подрядчиками отражала в учете временные разницы. В связи с вступлением в силу с отчетности за 2020 год приказа Минфина России от 20.11.2018 N 236н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02), необходимо ли отражать все разницы при создании резерва по сомнительным долгам между бухгалтерским и налоговым учетом как временные? Необходимо ли перенести уже созданные резервы по сомнительным долгам в части учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и расчетов с прочими дебиторами и кредиторами с постоянных разниц на временные?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Поскольку резерв по сомнительным долгам в налоговом учете не создавался, разницы, возникающие при создании в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам, признаются временными.

Учитывая, что при создании резерва часть разницы была признана постоянной, в учете следует произвести корректировку данных по счету 09 "Отложенные налоговые активы" в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (если ошибка признается существенной) либо со счетом 99 "Прибыли и убытки" (если ошибка признается несущественной).

Обоснование вывода:

Сумма дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются в соответствии с п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н).

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, относятся:

- на счет средств резерва сомнительных долгов;

- либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались.

Все организации, которые должны соблюдать правила бухгалтерского учета, обязаны создавать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете и относить суммы резерва на финансовые результаты. Это соответствует требованиям ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений".

Сумму резерва необходимо определить, учитывая или оценив степень вероятности, что задолженность не будет погашена. В дальнейшем (в предстоящих отчетных периодах) сумма резерва подлежит корректировке с учетом вновь появившейся информации (письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год").

В соответствии с п. 8 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (далее - ПБУ 18/02) под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или в других отчетных периодах. Данная норма действовала и до изменений, внесенных приказом Минфина России от 20.11.2018 N 236н (далее - Приказ N 236н) в ПБУ 18/02.

Приказом N 236н п. 8 ПБУ 18/02 дополнен следующей фразой: а также результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток), но формирующие налоговую базу по налогу на прибыль в другом или в других отчетных периодах. Временная разница по состоянию на отчетную дату определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.

Следовательно, доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или в других отчетных периодах, признавались временными разницами и до внесения изменений в п. 8 ПБУ 18/02 Приказом N 236н.

При этом перечень случаев возникновения временных разниц, приведенный в п. 11 ПБУ 18/02, как в настоящее время, так и до внесения изменений не является закрытым и включает в себя прочие различия, аналогичные приведенным в п. 11 ПБУ 18/02. Заметим, что Приказом N 236н п. 11 ПБУ 18/02 дополнен иными случаями различий между бухгалтерским и налоговым учетом, в том числе в результате применения разных правил создания резервов по сомнительным долгам и других аналогичных резервов для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения.

По нашему мнению, и до внесения последних изменений в ПБУ 18/02 разница, возникшая в связи с тем, что в налоговом учете резервы по сомнительным долгам не создаются, признается временной и в отношении задолженности, возникшей из расчетов с поставщиками и подрядчиками и расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.

Это обусловлено следующим.

В отличие от бухгалтерского учета создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете является правом, а не обязанностью (смотрите материал: Энциклопедия решений. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли).

При этом в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в виде суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, - суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва

Налогоплательщик, имеющий дебиторскую задолженность, может отнести ее к безнадежной при наступлении одного из обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 266 НК РФ.

Соответственно, при наличии у организации дебиторской задолженности существует вероятность признания такой задолженности безнадежной в целях налогового учета. При этом такая задолженность может быть признана безнадежной как в отношении задолженности, возникшей при расчетах с покупателями, так и в отношении задолженности, возникшей при расчетах с поставщиками (смотрите дополнительно Энциклопедию решений. Списание нереальной к взысканию (безнадежной) дебиторской задолженности при налогообложении прибыли).

Следовательно, в сложившейся ситуации при создании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете у организации возникают временные разницы между бухгалтерским и налоговым учетом как в соответствии с действующей редакцией ПБУ 18/02, так и до внесения изменений в ПБУ 18/02 Приказом N 236н (смотрите п. 4 Рекомендации Р-2/2008-КпР "Временные разницы по налогу на прибыль").

Однако в данной ситуации при создании резерва по сомнительным долгам в части дебиторской задолженности, возникшей из расчетов с поставщиками и подрядчиками и расчетов с прочими дебиторами и кредиторами, была признана постоянная разница.

В соответствии с п. 39 Положения N 34н изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

Согласно п. 2 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (далее - ПБУ 22/2010) неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации признается ошибкой.

Выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению (п. 4 ПБУ 22/2010).

Порядок исправления ошибок предшествующего отчетного года разъясняется в п.п. 5-14 ПБУ 22/2010. Причем порядок исправления ошибки зависит от периода ее обнаружения и существенности ошибки.

При этом особого порядка исправления ошибок, связанных с неправильным начислением отложенных налоговых активов, ПБУ 22/2010 и ПБУ 18/02 не содержат.

В соответствии с п. 9 ПБУ 22/2010 существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (84).

Несущественная ошибка, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в месяце обнаружения ошибки. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего периода (счет 91) (п. 14 ПБУ 22/2010).

Напомним, что временные разницы приводят к образованию отложенного налога на прибыль (п. 9 ПБУ 18/02).

Если в результате применения правил бухгалтерского и налогового учета налогооблагаемая прибыль оказалась временно больше бухгалтерской, то временная разница является вычитаемой.

Вычитаемые временные разницы приводят к образованию отложенного налогового актива (ОНА).

В бухучете ОНА отражают записью:

Дебет 09 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"*(1).

В свою очередь, постоянные налоговые расходы (ранее - постоянное налоговое обязательство)*(2) отражаются в бухгалтерском учете следующей записью:

Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль".

На наш взгляд, отражать несущественную ошибку, связанную с неверным отражением в предыдущих отчетных периодах разниц, возникших между бухгалтерским и налоговым учетом расходов, в составе прочих доходов или расходов текущего периода некорректно.

По нашему мнению, в данной ситуации ошибку следует исправить путем корректировки данных по счету 09 в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (если ошибка признается существенной) либо со счетом 99 "Прибыли и убытки" (если ошибка признается несущественной) и отразить в учете следующей записью:

Дебет 09 Кредит 84 (99).

Напомним, что в случае исправления существенной ошибки предшествующего отчетного года, выявленной после утверждения бухгалтерской отчетности, утвержденная бухгалтерская отчетность за предшествующие отчетные периоды не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской отчетности (п. 10 ПБУ 22/2010).

В случае исправления несущественной ошибки вносить исправления в отчетность за предшествующие отчетные периоды не требуется (Энциклопедия решений. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности).

К сведению:

С 2020 года в п. 8 ПБУ 18/02 добавлена фраза о том, что временная разница по состоянию на отчетную дату определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.

Иными словами, используется так называемый балансовый метод расчета временных разниц. Это означает, что выявлять временные разницы по каждой операции больше не обязательно (хотя из п. 3 ПБУ 18/02 не исчезло упоминание об учете ВР на основании первичных учетных документов непосредственно по счетам бухгалтерского учета). Теперь сравнивать соответствующие налоговые и бухгалтерские показатели можно только на отчетную дату. Смотрите дополнительно: Обзор изменений ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (с отчета за 2020 год) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, май 2020 г.); Вопрос: Бухгалтерские проводки при балансовом методе применения ПБУ 18/02 с 01.01.2020 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2020 г.).

Организация закупила маски медицинские многоразовые со сменными фильтрами из Китая. Код ОКПД 2 согласно регистрационному удостоверению 32.50.50.190, ТН ВЭД 6307909800 (из таможенной декларации). Таможня выпустила товар без НДС. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 установлен Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость. В п. 10 указанного Перечня указан товар с кодом 32.50.50.190. Однако покупатель утверждает, что данная продукция не может освобождаться от налогообложения; так как производитель иностранный, то должно быть сопоставление кодов ОКПД 2 и ТН ВЭД. Данного сопоставления нет (ОКПД 2 32.50.50.190, ТН ВЭД 6307).

Какую ставку НДС следует применять при реализации данного товара?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Реализация в РФ масок медицинских многоразовых со сменными фильтрами облагается НДС по ставке 10 процентов.

Обоснование позиции:

Согласно п. 2 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению НДС ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией товаров, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В свою очередь, пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ предусматривает, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень).

Действительно, п. 10 раздела I Перечня содержит код ОКПД 2 32.50.50.190.

В Примечаниях к Перечню указывается, что для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством РФ. При этом код по ОКПД 2 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код (ссылка (6)) (письма Минфина России от 19.08.2020 N 03-07-07/72813, от 13.11.2020 N 03-07-07/99070, от 21.09.2020 N 03-07-07/82573).

Учитывая сказанное, полагаем, что в отношении медицинских изделий, зарегистрированных после 01.01.2017, код по ТН ВЭД ЕАЭС должен соответствовать коду ОКПД 2.

Таким образом, по нашему мнению, для применения освобождения от налогообложения НДС, предусмотренного пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ в отношении медицинских изделий, необходимо совпадение в Перечне кода ТН ВЭД ЕАЭС с одной стороны и кода по ОКПД 2 с другой стороны (решение ВС РФ от 25.05.2016 N АКПИ16-289, постановление АС Западно-Сибирского округа от 21.02.2017 N Ф04-6848/16 по делу N А45-12879/2016). Примером судебного решения не в пользу налогоплательщика служит постановление АС Поволжского округа от 17.03.2020 N Ф06-59582/20 по делу N А65-21243/2019, где, в частности, сказано, что в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением N 1042, для освобождения от налогообложения по НДС необходимо совпадение кода ТН ВЭД, и кода по ОКПД 2, которое в данном случае не установлено. В постановлении АС Московского округа от 03.10.2019 N Ф05-13877/19 по делу N А41-67741/2018 сказано, что в силу Примечания 1 к Перечню для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014. Таким образом, Перечень обуславливает обязательное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС, с одной стороны, и кода по ОКП ОК 005-93, с другой стороны, то есть указанные коды должны находиться в рамках одного пункта Перечня Такие же формулировки применили судьи и в постановлении Десятого ААС от 29.10.2020 N 10АП-16551/20 по делу N А41-99921/2019.

В рассматриваемой ситуации код ОКПД 2 не совпадает с кодом по ТН ВЭД ЕАЭС. В этой связи есть основания полагать, что освобождение от налогообложения в отношении реализации на территории РФ организацией масок медицинских многоразовых со сменными фильтрами не применяется.

Нам не удалось обнаружить разъяснений уполномоченных органов, а также судебных решений применительно к данному случаю. Высказанная позиция является нашим экспертным мнением.

Следовательно, реализация подобных масок в РФ облагается НДС по одной из ставок, установленных в п.п. 2 или 3 ст. 164 НК РФ.

Перечень кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по ставке 10% при их реализации, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 (далее - Перечень 2). В Примечании 1.1 к Перечню 2 сказано, что коды ОКПД 2, приведенные в разделе II этого перечня, применяются в отношении медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 г. - при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством РФ.

Финансовое ведомство (письмо Минфина России от 29.06.2020 N 03-07-14/55843) также указывает, что ставка НДС в размере 10 процентов в отношении реализуемого на территории РФ медицинского изделия применяется при наличии регистрационного удостоверения на медицинское изделие с указанием в нем кода ОКПД 2 и включении данного медицинского изделия в Перечень 2.

Перечень 1 в разделе II Медицинские изделия содержит позицию "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие " с кодом 32.50.50.000. По мнению налогового ведомства, допустимо применять ставку НДС в размере 10% в отношении медицинских изделий, на которые выданы регистрационные удостоверения с указанием кода 32.50.50.190 ОКПД 2 (письма ФНС России от 24.01.2020 N СД-4-3/999@, а также письмо Минфина России от 03.12.2019 N 03-07-07/93642).

Принимая во внимание данное мнение представителей налогового ведомства, считаем, что при реализации масок организация вправе исчислять НДС по ставке 10 процентов.

В данной ситуации организация в целях избежания налоговых рисков может обратиться за разъяснениями в налоговый орган по месту учета и/или в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/.

В какой срок продавец продуктового магазина обязан вернуть покупателю деньги за некачественные продукты питания?

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

В случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель на основании ч. 1 ст. 18 Закона N 2300-1 по своему выбору вправе в числе прочего отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Согласно ст. 22 Закона N 2300-1 требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. При возврате покупателю денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась цена товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида и других обстоятельств. Покупатель получает сумму, равную цене на такой же новый товар (ст. 504 ГК РФ).

В случае нарушения продавцом сроков удовлетворения требований потребителя по поводу недостатков проданного товара последний вправе потребовать выплаты неустойки в размере 1% цены товара за каждый день просрочки. Кроме того, потребитель вправе претендовать на возмещение прочих убытков, причиненных нарушением его прав (апелляционное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 09 октября 2019 г. по делу N 33-13635/2019, решение Октябрьского районного суда г. Белгорода Белгородской области от 12 ноября 2019 г. по делу N 2-4170/2019, апелляционное определение Буинского городского суда Республики Татарстан от 23 сентября 2020 г. по делу N 11-34/2020, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 08 октября 2019 г. по делу N 33-42312/2019, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 06 августа 2020 г. по делу N 33-16328/2020).

Федеральный закон от 08.12.2020 N 407-ФЗ внес изменения в ТК РФ с 01.01.2021 в части регулирования дистанционной работы.

Является ли внутренний приказ по организации локальным нормативным актом (ЛНА), регламентирующим порядок временного перевода работника на дистанционную работу? Можно ли ограничиться изданием приказа, который бы содержал в себе все необходимые положения или в обязательном порядке работодатель должен издать отдельный ЛНА?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Любой документ, независимо от его наименования, является локальным нормативным актом, если он отвечает определенным критериям. Локальный нормативный акт может быть издан в форме приказа.

Обоснование вывода:

Президент России подписал Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 407-ФЗ (далее - Закон N 407-ФЗ) о внесении изменений в ТК РФ в части регулирования дистанционной работы. Поправки вступят в силу 1 января 2021 года.

Глава 49.1 ТК РФ дополнена ст. 312.9, которая предусматривает, что работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации*(1) принимает локальный нормативный акт о временном переводе работников на дистанционную работу (п. 6 ст. 1 Закона N 407-ФЗ). Указанный локальный нормативный акт должен содержать указание на обстоятельство (случай), послужившее основанием для принятия работодателем решения о временном переводе работников на дистанционную работу; список работников; срок, на который работники временно переводятся на дистанционную работу; порядок обеспечения работников за счет средств работодателя необходимыми для выполнения ими трудовой функции дистанционно средствами, порядок выплаты и возмещения расходов, связанных с выполнением трудовой функции дистанционно; порядок организации труда работников; иные положения, связанные с организацией труда работников, временно переводимых на дистанционную работу. Норма не устанавливает каких-либо требований к форме локального нормативного акта.

Отметим, что определения локального нормативного акта законодательство не содержит, как не содержит их перечня и возможных разновидностей локальных нормативных актов (смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.01.2013 N Ф01-5997/12 по делу N А82-15647/2011). При этом в правоприменительной практике сложилась позиция, согласно которой локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, - это изданный работодателем акт, направленный на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон трудовых отношений, рассчитанный на неоднократное применение в отношении индивидуально не определенного круга лиц*(2).

Поскольку законодательство не устанавливает каких-либо требований к форме локального нормативного акта, работодатель вправе определять ее самостоятельно. Любой документ, независимо от его наименования, является локальным нормативным актом, если он отвечает перечисленным выше критериям. Локальные нормативные акты могут издаваться в форме положений, регламентов, инструкций, правил и т.д. Нет препятствий и для признания локальными нормативными актами приказов и распоряжений.

Электронный аукцион был проведен 28 декабря. Последняя дата направления проектов контракта выпадает на 2 января. Площадка показывает последний срок направления контракта 11 января с учетом ст. 193 ГК РФ.

Будет ли нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, если проекты контрактов будут направлены не 2 января, а 11 января?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Направление проектов контрактов в первый рабочий день после нерабочих праздничных дней не будет нарушением закона.

Обоснование вывода:

Согласно ч. 2 ст. 70 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

Законом N 44-ФЗ не установлено, в каких днях (календарных или рабочих) следует исчислять указанные сроки. Однако анализируя нормы Закона N 44-ФЗ, в частности положения его ст. 70, в которых при установлении сроков используются указания и на "дни", и на "рабочие дни", можно сделать вывод, что если в конкретной норме отсутствует указание на то, что срок установлен в рабочих днях, то это означает, что срок установлен в календарных днях.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации заказчик обязан разместить на официальном сайте проект контракта в течение пяти календарных дней с даты размещения на этом сайте протокола подведения итогов аукциона.

Законом N 44-ФЗ предусмотрен единственный случай переноса определенной даты в связи с ее выпадением на нерабочий день - это дата проведения электронного аукциона (п. 3 ч. 5 ст. 63 Закона N 44-ФЗ). В остальных случаях ситуацию с выпадением окончания предусмотренных Законом N 44-ФЗ сроков на выходные дни он не регулирует.

В связи с этим на основании ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ считаем возможным применить в данном случае положения Гражданского кодекса РФ, связанные с исчислением сроков. В соответствии со ст. 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации (в нашем случае это оператор электронной площадки), то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. При этом согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Соответственно, если последний день предусмотренного ч. 2 ст. 70 Закона N 44-ФЗ пятидневного срока приходится на нерабочий день (например, на 2 января 2021 года), днем окончания данного срока считается 11 января 2021 года.

В качестве подтверждения из судебной практики смотрите: постановление АС Поволжского округа от 16.04.2018 N Ф06-29450/18, постановление Одиннадцатого ААС от 02.11.2017 N 11АП-13456/17, где заказчиком проект контракта размещен 09.01.2017 с учетом праздничных дней с 01.01.2017 по 08.01.2017.

Сотруднику организации была излишне выплачена заработная плата. Сотрудник уволился, при этом долг не вернул.

Какие бухгалтерские записи нужно оформить в учете бюджетного учреждения при условии, что заработная платы излишне начислена в результате допущенной счетной ошибки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Бухгалтерские записи для отражения рассматриваемой ситуации зависят от обоснованности применения способа "Красное сторно" в отношении суммы излишне начисленной заработной платы.

Если у учреждения достаточно оснований для применения способа "Красное сторно". В таком случае следует сторнировать заработную плату, начисленную на счете 302 11. Сформировавшуюся дебиторскую задолженность следует перенести в дебет счета 206 11 "Расчеты по оплате труда", а при увольнении сотрудника - в дебет счета 209 34 "Расчеты по доходам от компенсации затрат".

Если у учреждения нет оснований для применения способа "Красное сторно", учреждению следует начислить доход в виде компенсации затрат с использованием одноименного счета 209 34.

Обоснование вывода:

В случае выявления переплаты в бюджетном учреждении должны быть проведены следующие мероприятия:

- выявление причин, повлекших нарушение;

- установления виновных лиц и точных сумм ущерба;

- принятие мер к максимально возможному возмещению ущерба.

Что касается бухгалтерских записей для отражения переплаты, то все зависит от конкретных обстоятельств. В частности учреждением может быть сторнировано начисление заработной платы сотруднику, однако это возможно при одновременном выполнении следующих условий:

- переплата (неположенная выплата) является следствием счетной ошибки (смотрите письмо Минфина России от 30.08.2019 N 02-06-10/66912);

- решение об удержании принято работодателем не позднее одного месяца со дня начисления неположенной выплаты в части расчетов по оплате труда;

- получено согласие работника, уведомленного о перерасчете, на удержание суммы переплаты из будущих начислений по оплате труда.

Таким образом, если в момент обнаружения переплаты вышеперечисленные условия выполнялись, то учреждение вполне обосновано могло сторнировать начисление заработной платы сотруднику с целью удержания переплаты из дальнейших начислений.

После корректировки начислений по заработной плате способом "Красное сторно" образовавшуюся на счете 302 11 дебиторскую задолженность следовало перенести в дебет счета 206 11 "Расчеты по оплате труда" (смотрите, в частности, п. 1.1.5 Приложения к письму от 30.12.2015 NN 02-07-07/77754, 07-04-05/02-919). В случае увольнения сотрудника, при отсутствии возможности удержания переплаты заработной платы, учреждению следует начать претензионную работу, а также перенести показатель, сформированный на счете 206 11 "Расчеты по оплате труда", в дебет счета 209 34 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" (п. 109 Инструкции N 174н, п. 4 письма Минфина России от 09.11.2016 N 02-06-10/65506).

Вместе с тем при невыполнении указанных условий учреждением не может быть использован вариант со сторнированием начисления излишне выплаченной заработной платы. В этом случае учреждению следует начислить доход в виде компенсации затрат. Иными словами, в учетных регистрах следует отразить начисление доходов с использованием счета 0 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" (п.п. 220, 221 Инструкции N 157н). Увеличение доходов и признание дебиторской задолженности желательно было отразить в момент принятия в учреждении решения об истребовании средств в счет возмещения ущерба:

- в сумме, которую физические лица согласились возместить добровольно;

- в сумме, которую согласно действующему законодательству (по заключению юридической службы) организация бюджетной сферы вправе истребовать у виновных лиц.

Поступление денежных средств в счет возмещения ущерба, нанесенного переплатой (неположенной выплатой), отражается в качестве поступления доходов по подстатье 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ.

Таким образом, вариант применения той или иной схемы корреспонденций счетов в рассматриваемой ситуации зависит от обоснованности применения способа "Красное сторно" в отношении излишне начисленной заработной платы, в том числе в результате допущенной счетной ошибки.