Конституционный Суд РФ подготовил обзор практики за 2019 г., который содержит итоги 70 важнейших решений.
Представлены постановления и определения, в которых оценивалась конституционность и выявлялся смысл различных норм трудового, жилищного законодательства, законодательства в сфере банкротства, соцзащиты, уголовной юстиции.
Налоговые органы обязали предпринимателя, применяющего УСН с объектом "доходы минус расходы", рассчитать страховые взносы в ПФР из доходов, не уменьшенных на величину расходов. Они указали, что вычесть расходы можно только тем ИП, которые уплачивают НДФЛ.
Конституционный Суд РФ не принял к рассмотрению жалобу предпринимателя на неконституционность соответствующей нормы НК РФ. Однако он отметил, что объект обложения страховыми взносами следует определять исходя из соответствующей системы налогообложения. При применении УСН с объектом "доходы минус расходы" доход для расчета взносов должен быть уменьшен на величину расходов.
Суд округа отказал организации во взыскании компенсации за неисполнение региональным правительством судебного акта в разумный срок, поскольку компенсация полагается только по отношениям, возникшим после вступления в силу соответствующего закона. Однако Верховный Суд РФ направил дело на пересмотр.
В законе о праве на компенсацию не указано, что он не применяется к судебным решениям, вынесенным до его вступления в силу. Если исполнительное производство по ним не завершено и право заявителя на своевременное исполнение решения продолжает нарушаться, то он может потребовать компенсацию.
Работодатель обязан уведомить уполномоченный орган о заключении с иностранцем трудового договора. В силу ТК РФ письменно не оформленный трудовой договор считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя. При фактическом допуске работника к исполнению обязанностей работодатель должен оформить с ним трудовой договор не позднее 3 рабочих дней с момента допуска.
Конституционный Суд признал данные нормы не противоречащими Конституции РФ. Они не обязывают работодателя сообщать о поручении иностранцу иной работы, которая не предусмотрена заключенным трудовым договором и отличается от указанной в направленном уведомлении, а также об изменении адреса места работы. Поручение иностранцу иной работы у того же работодателя или работы по иному адресу предполагает лишь уточнение условий трудового договора.
Административная ответственность за неуведомление в таком случае не предусмотрена.
Гражданка была уволена с муниципальной службы за то, что при поступлении на нее она не указала в анкете сведения о своей судимости, так как закон обязывает это делать только при поступлении на государственную гражданскую службу. Суды отказали истице в восстановлении в должности, ссылаясь на единую форму вышеуказанной анкеты при поступлении на муниципальную и государственную службу и принцип единства ограничений и обязательств при ее прохождении.
Конституционный Суд РФ признал спорную норму соответствующей Конституции, поскольку она не обязывает при поступлении на муниципальную службу заполнять спорный пункт анкеты. Ограничения, предусмотренные для госслужбы, не должны распространяться на муниципальную службу. К гражданину нельзя применить неблагоприятные последствия, потому что он не нарушил прямые предписания закона.
Дело заявительницы подлежит пересмотру.