ГАРАНТ Интернет-версия
Войти Попробовать бесплатно

Федеральное законодательство

За прошедший месяц в систему ГАРАНТ поступило 2929 документов по федеральному законодательству, в том числе:

Как поступить, если объект не получается найти в амортизационных группах?

Письмо Минфина России от 30.12.2016 N 03-03-06/1/79707

Для целей налогообложения прибыли срок полезного использования амортизируемого имущества надо определять с учетом Классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливайте в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ).

ГАРАНТ
Законодательство России

"Пожарные" проверки будут проводить по новому административному регламенту

Приказ МЧС России от 30 ноября 2016 г. N 644 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности"

Утвержден новый Административный регламент по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (далее новый Регламент). Документ в основном посвящен вопросам организации и проведения плановых и внеплановых проверок органами пожарного надзора, а также частично затрагивает вопросы организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований. Приказом не регламентируются мероприятия по контролю, проводимые без взаимодействия с организациями и ИП.
Новый Регламент практически не меняет сложившуюся процедуру проверки, однако учитывает недавние изменения в сфере контрольно-надзорной деятельности, в частности, введение рискориентированного подхода, появление возможности проведения предварительной проверки информации, которая может служить основанием к проведению внеплановой проверки, а также возможности приостановления проверки, составления акта о невозможности ее проведения и т.п.

В то же время, к примеру, п. 94 нового Регламента позволяет выявлять новые нарушения пожарной безопасности во время внеплановой проверки по контролю исполнения ранее выданного предписания, что прямо противоречит ч. 21 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля." Данное положение "перекочевало" в новый Регламент из действующего сейчас Административного регламента.
Кроме того, установленная п. 44 нового Регламента периодичность плановых проверок в зависимости от присвоенной объекту категории риска "опережает" действующие нормы Закона о пожарной безопасности, ч. 4 ст. 6.1 которого предполагает проведение пожарных проверок каждые три года (или чаще), вне зависимости от категории объекта. Поправки в указанный закон, предусматривающие изменение периодичности проверок, прошли только первое чтение в Государственной Думе.
Помимо этого абзац пятый п. 71 нового Регламента предусматривает прямо не упомянутое в законе основание для прекращения внеплановой проверки ведение на проверяемом объекте строительства или реконструкции, в отношении которых предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Также новый Регламент регулирует участие пожарного инспектора в прокурорской проверке в качестве специалиста. При этом установлен запрет на возбуждение дела об административном правонарушении и выдачу предписаний по результатам участия инспектора в проверке в рамках прокурорского надзора (п. 79 Регламента).
Приказ вступит в силу 27 января 2017 года. С этой же даты утратит силу действующий сейчас Административный регламент.

ГАРАНТ
Законодательство России
 

Включается ли день наступления страхового случая в страховой стаж?

Письмо Фонда социального страхования РФ от 9 декабря 2016 г. N 02-09-14/1-502-24113

ФСС России прокомментировал порядок определения страхового стажа. Согласно п. 7 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91, страховой стаж определяется на день наступления страхового случая. При этом, как указывают специалисты Фонда, сам день наступления страхового случая при расчете стажа не учитывается.

ГАРАНТ
Законодательство России

ГИТ до 2019 года не вправе требовать от работодателя результатов СОУТ даже при отсутствии результатов АРМ

Постановление Верховного Суда РФ от 14 декабря 2016 г. N 4-5АД1-615

Верховный Суд РФ счел неправомерным привлечение работодателя к административной ответственности за предусмотренное частью первой ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение, выразившееся в непредставлении в ходе проверки карт специальной оценки условий труда, а равно карт аттестации рабочих мест. Судьи пришли к выводу о том, что инспектор при вынесении постановления не учел норму части 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ, согласно которой в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 данного закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

Аналогичную позицию Верховный Суд РФ уже высказывал в постановлениях от 09.08.2016 N 5-7АД1-65, от 22.01.2016 N 36-АД1-55, от 22.12.2015 N 91-АД15-5, однако добиться единообразного подхода к решению данного вопроса в судах общей юрисдикции это пока не помогло.

ГАРАНТ
Законодательство России

Утвержден новый запрет на допуск иностранных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства

Постановление Правительства РФ от 14.01.2017 N 9

С 16 января в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства.

Для целей применения Постановления под закупками для нужд обороны страны и безопасности государства понимаются закупки в целях выполнения мероприятий государственных программ РФ, долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны страны и безопасности государства, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках гособоронзаказа, а также закупки для выполнения функций и полномочий заказчиков, непосредственно связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства. Постановлением установлены запреты на допуск: 1) товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно Приложению к Постановлению и товаров, происходящих из государств членов ЕАЭС), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств членов ЕАЭС), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории ЕАЭС отсутствуют; 2) товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренных Приложением к Постановлению, для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории РФ отсутствует (данное положение действует по 15 января 2019 года включительно).

Названные запреты не применяются в случаях, перечисленных в п. 4 Постановления. К таким случаям в том числе относится осуществление закупок Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой охраны РФ, Службой внешней разведки РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой войск национальной гвардии РФ и Управлением делами Президента РФ (за исключением закупок товаров, указанных в п.п. 2 - 19 Приложения к Постановлению). Напомним, что ранее запрет на допуск иностранных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства был установлен постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224, которое утратило силу с 3 января.

ГАРАНТ
Законодательство России

С 1 марта начнет действовать Положение о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу

Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 N 1567

С указанной даты вступят в силу утвержденные в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации":

- Положение о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией;
- Положение о стандартизации в отношении продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией.

В связи с этим с 1 марта утратит силу Положение об особенностях стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции, утвержденное постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 822.

ГАРАНТ
Законодательство России

Как аннулировать запись в книге покупок, если правки в счетфактуру не вносятся?

Письмо Минфина России от 26.12.2016 N 03-07-09/77996

В Правилах ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, не урегулирован порядок аннулирования записи, если не вносятся исправления в счетфактуру (корректировочный счетфактуру).

Такая ситуация может возникнуть, к примеру, если счетфактура был зарегистрирован ошибочно или была допущена техническая ошибка. Специалисты Минфина России разъяснили, что аннулировать запись в книге покупок по окончании налогового периода в случае, не связанном с исправлением счетафактуры (корректировочного счетафактуры), нужно с использованием дополнительного листа за налоговый период, в котором были зарегистрированы счетфактура (корректировочный счетфактура).

ГАРАНТ
Законодательство России

Скорректирован порядок учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2016 г. N 765н

Страхователи должны вести учет в сфере ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Скорректированы правила такого учета. Так, уточнено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца страхователи ведут учет сумм исчисленных и уплаченных страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Суммы страховых взносов, подлежащие перечислению, теперь учитываются в рублях и копейках (а не в полных рублях). Остальные поправки обусловлены передачей с 1 января 2017 года полномочий по администрированию обязательных страховых взносов налоговым органам.

ГАРАНТ
Законодательство России

На что обратить внимание при принятии к вычету НДС?

Письмо ФНС России от 9 января 2017 г. N СД-4-3/2@

Рассмотрен ряд вопросов, касающихся принятия к вычету сумм НДС. ФНС, в частности, было отмечено следующее: если в строке 6 счетафактуры не указано наименование налогоплательщика в соответствии с учредительными документами, а приведены ФИО его сотрудника, то такой счетфактура не позволяет налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать покупателя товаров (работ, услуг).

В связи с этим указанный счетфактура является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога; налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет соответствующих активов. В отношении иных вычетов НДС (например, исчисленного с сумм оплаты, предварительной оплаты; предъявленного продавцом товаров (работ, услуг) в отношении сумм оплаты, частичной оплаты; уплаченного в качестве налогового агента и др.), право заявлять их в течение трех лет не установлено.

В связи с этим такие вычеты следует осуществлять в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика выполнены соответствующие условия, предусмотренные статьями 171 и 172 НК РФ; оформленный на командированного сотрудника бланк строгой отчетности, в котором указана сумма НДС, является основанием для вычета налога, уплаченного за услуги гостиниц.

ГАРАНТ
Законодательство России

ФНС разъясняла, как заполнять декларацию по налогу на прибыль в связи с новым порядком учета убытков

Письмо Федеральной налоговой службы от 9 января 2017 г. N СД-4-3/61@

Начиная с первого отчетного периода 2017 года изменился порядок учета убытков прошлых лет при исчислении налога на прибыль. В частности: с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года налоговая база за текущий отчетный (налоговый) период не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%; снято ограничение по переносу убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. ФНС России разъяснила, как учитывать данные изменения при заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль.

ГАРАНТ
Законодательство России

Банк России рассказал о том, как приобрести электронный полис ОСАГО

Информация Банка России от 3 января 2017 г.

1 января 2017 года вступили в силу изменения законодательства, обязывающие каждую страховую организацию, имеющую лицензию на осуществление ОСАГО, заключить договор ОСАГО в электронной форме с любым автовладельцем, выразившим соответствующее намерение. В связи с этим Банк России пояснил некоторые детали приобретения электронного полиса ОСАГО. Оформить такой полис можно на официальном сайте страховщика в сети Интернет. Любые другие способы приобретения электронного полиса (в частности, через агентов и других посредников) являются незаконными.

Для покупки полиса потребуется пройти регистрацию на сайте страховщика и получить от него идентификаторы для доступа в личный кабинет - логин и пароль. Идентификаторы передаются автовладельцу по электронной почте, СМС-сообщением либо при личном обращении в офис страховой организации. Для приобретения полиса после авторизации на сайте страховщика необходимо заполнить заявление в электронной форме. Страховая организация обязана предоставить возможность оплаты электронного полиса банковской картой на своем сайте. Дополнительно могут быть предложены иные способы оплаты. Электронный полис ОСАГО направляется на адрес электронной почты, указанный при регистрации на сайте или при первом входе в личный кабинет. Полис будет также храниться в личном кабинете. С точки зрения законодательства электронный полис равнозначен бумажному полису на бланке строгой отчетности. Автовладельцу, заключившему договор ОСАГО онлайн, необходимо распечатать бланк полиса и возить с собой для предъявления сотрудникам полиции при необходимости.

Вместе с тем по желанию автовладельца дополнительно ему может быть выдан традиционный полис ОСАГО на бланке строгой отчетности. Страховые организации обязаны обеспечить непрерывную и бесперебойную работу своих сайтов. Суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в сутки. А при необходимости проведения плановых технических работ страховщик обязан разместить не менее чем за сутки до их начала на главной странице своего сайта уведомление с указанием даты и времени их окончания. Такие работы страховщики смогут проводить не чаще одного раза в месяц в период с 22.00 до 08.00 по московскому времени.

Информационные системы страховщиков должны быть настроены таким образом, чтобы обеспечить заключение договора в течение 30 минут с момента направления через сайт надлежащим образом оформленного заявления на страхование. В том случае, если страхователь столкнулся с техническими сложностями при оформлении электронного полиса ОСАГО, он вправе направить в Банк России соответствующее обращение по приведенным в рассматриваемом документе реквизитам.

ГАРАНТ
Законодательство России

Роспотребнадзор разрешил работодателям учитывать результаты СОУТ при осуществлении производственного контроля

Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05.01.2017

Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарноэпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Лабораторные исследования в соответствии с требования санитарных правил и норм проводятся в том числе и в целях снижения воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов.

При этом, как указывает Роспотребнадзор, лабораторноинструментальные исследования как при производственном контроле, так и при специальной оценке условий труда, осуществляются с привлечением лабораторий, аккредитованных в установленном порядке. В связи с этим протоколы исследований, проведенных при специальной оценке условий труда, могут учитываться в рамках проведения производственного контроля в случае, если сроки данных исследований совпадают со сроками, установленными программой производственного контроля.

ГАРАНТ
Законодательство России
Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.

Как оплачивать работникам дополнительный выходной день по инициативе работодателя?

Письмо Министерство труда и социальной защиты РФ от 2 ноября 2016 г. N 14-1/В-1094

Минтруд России в письме прокомментировал порядок предоставления и оплаты работодателем дополнительного выходного дня, не предусмотренного режимом рабочего времени работников. Так, по мнению ведомства, в этих целях работодатель вправе установить работникам как сокращенное рабочее время с сохранением полной оплаты труда, так и ежегодный дополнительный отпуск или удлиненный основной отпуск, которые будут оплачиваться исходя из среднего заработка в соответствии со ст. 139 ТК РФ.

Вместе с тем все предложенные Минтрудом России варианты представляются небесспорными с правовой и практической точек зрения. Так, предоставление работникам одного дня дополнительного отпуска, конечно, возможно в соответствие со статьей 116 ТК РФ, однако работодатель не сможет требовать от работников использования такого дня в конкретную дату, поскольку согласно ст. 125 ТК РФ разделение отпуска на части возможно только по соглашению сторон. Иными словами, работодатель не наделен правом требовать от работника использования дополнительного отпуска отдельно от всего остального ежегодного отпуска в тот день, который он захотел объявить выходным. Определение же категорий работников, которым предоставляется удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск и устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, вообще прерогатива федерального законодателя, а не работодателя (см. часть пятую ст. 92 ТК РФ, часть вторую ст. 115 ТК РФ).

Отметим, что Роструд ранее высказывал точку зрения о возможности установить работникам дополнительный выходной день просто посредством фиксации соответствующего положения в локальном нормативном акте, в котором также следует предусмотреть, что такие дни подлежат оплате в размере среднего заработка (письмо от 19.12.2007 N 5202-6-0).

ГАРАНТ
Законодательство России

В декларацию по НДС внесены изменения

Приказ ФНС России от 20 декабря 2016 г. N ММВ-7-3/696@ "О внесении изменений и дополнений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@"

Декларация по НДС приведена в соответствие с изменениями, внесенными в НК РФ, о которых мы писали ранее. В частности, изменено 16 штрих-кодов. В новой редакции изложены разделы 3, 4, 6, 8-11.

Из раздела 4 исключены значения показателей по строкам 060 и 090, а из раздела 6 - значения показателей по строкам 070 и 110. Обновлено приложение, содержащее коды операций.

Помимо этого обновлены форматы отчетности (декларации, сведений из книги покупок и продаж и т.п.) в электронном виде. Отчитаться по обновленной форме нужно будет уже за I квартал 2017 года.

ГАРАНТ
Законодательство России