Бухгалтерская учетная политика должна применяться последовательно из года в год, при этом в определенных обстоятельствах у бухгалтера возникает необходимость с начала нового финансового года внести в нее изменения. Расставим акценты в подобных корректировках на 2017 год.
Учетная политика — свод положений, правил, которые компания самостоятельно разрабатывает, объявляя о них пользователям отчетности, и применяет в учете при оформлении фактов хозяйственной деятельности и формировании финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также и налоговых деклараций.
Учетная политика имеет двойное предназначение: во первых, является инструментом для компании при ведении учета и составлении отчетности, а во вторых, «инструкцией» для пользователя отчетности с целью осознанного понимания им результатов деятельности компании.
Поскольку компания самостоятельно формирует для себя такой инструмент, как учетная политика, она зачастую сталкивается с выбором и не всегда делает этот выбор оправданно.
Сразу необходимо оговориться, что учетная политика для целей бухгалтерского учета и налоговая учетная политика имеют разную законодательную базу, поэтому к каждому из этих документов должен быть свой подход.
Тысяча и одно правило составления учетной политики
В настоящее время в интернете можно найти много разных «рецептов» составления учетной политики для всех случаев жизни. Для упрощения работы можно воспользоваться этими советами, но при этом необходимо иметь в виду, что только глубокое погружение в деятельность компании поможет составить учетную политику в том оптимальном
объеме и с теми правилами, которые действительно помогут в ведении бухгалтерского и налогового учета, и ответить на все вопросы пользователей финансовой отчетности.
И еще один нюанс: не всегда такие «рецепты» своевременно и правильно реагируют на изменения, которые необходимо внести в учетную политику следующего года или отразить в текущем году.
Откуда появляются эти изменения, и почему их необходимо учитывать при составлении учетной политики?
В бухгалтерском законодательстве существует документ — Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»1, который содержит основные требования к составлению и внесению изменений в учетную политику по бухгалтерскому учету (требования к составлению учетной политики для целей налогообложения сформулированы в Налоговом кодексе). Заметим, что не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухучета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Внесение изменений в учетную политику организации может производиться в случаях2:
Это три основных случая, когда компания обязана отразить изменения в своей учетной политике, и в каждом из них отражение последствий изменений в учетную политику в бухгалтерском учете будет различным.
1 утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (далее — ПБУ 1/2008)
№ 401-ФЗ (далее — Закон № 401-ФЗ)
2 п. 10 ПБУ 1/2008
Изменения в действующие нормативные акты
2016 год не был богат на нововведения в действующее законодательство по бухгалтерскому учету. В большинстве своем изменения были связаны с разработкой новых упрощенных способов бухгалтерского учета и с тем, что введенный в действие с 1 января 2013 года закон «О бухгалтерском учете»3 привел к противоречиям с ранее принятыми документами бухучета.
Упрощение «упрощенки». Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты4:
В 2016 году Минфин России дополнил6 ряд положений по бухгалтерскому учету. Изменения затронули следующие нормативные правовые акты: ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»; ПБУ 6/01 «Учет основных средств»; ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»; ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».
В результате у поименованных выше экономических субъектов появилась возможность применять наряду с уже имеющимися способами учета новые — упрощенные — способы ведения бухгалтерского учета (см. таблицу 1).
В своем информационном сообщении от 24 июня 2016 года № ИС-учет-3 Минфин России указывает на то, что выбор принятых упрощенных способов является правом, а не обязанностью малого предприятия (вне зависимости от применения других упрощенных способов). И если малое предприятие решило воспользоваться упрощенными способами исходя из условий хозяйствования, величины организации, а также с учетом требований полноты, рациональности ведения бухгалтерского учета и достоверности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, то такие изменения должны быть произведены с начала отчетного года в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской отчетности за ряд лет7.
В связи с этим предприятие вправе принять решение о применении каждого из предусмотренных Приказом № 64н упрощенных способов ведения бухгалтерского учета в отношении бухгалтерской отчетности как за 2016 год, так и за любой последующий год (напомним, что Приказ № 64н вступил в силу 20.06.2016).
Устранение противоречий
Как уже было сказано, вступивший в действие с 1 января 2013 года Закон № 402 ФЗ привел к появлению противоречий между нормами самого Закона № 402 ФЗ и некоторыми положениями бухгалтерского законодательства, принятыми ранее.
Во второй половине 2016 года некоторые из этих противоречий были устранены на уровне решений Верховного Суда РФ8. В частности, это касается отдельных пунктов Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности9. Остановимся на них подробнее.
Так, подпункт «а» пункта 4 Положения № 34н не соответствует статье 1 Закона № 402 ФЗ, в которой приводится определение понятия бухгалтерского учета.
Подпункт «б» того же пункта 4 противоречит статье 5 Закона № 402 ФЗ, в которой перечислены объекты бухгалтерского учета экономического субъекта, каковыми по закону являются: факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования его деятельности, доходы, расходы, иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Пункт 8 статьи 3 Закона № 402 ФЗ раскрывает содержание
понятия такого объекта бухгалтерского учета, как факт хозяйственной жизни. Несоответствие данной норме в Положении № 34н содержит первый абзац пункта 12.
Первый и второй абзацы пункта 13 Положения № 34н не соответствуют части 2 статьи 9 Закона № 402 ФЗ, которой установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа, и части 4 данной статьи, согласно которой формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта.
Исходя из положений Закона № 402 ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе вносить корректировки, обусловленные изменением законодательства РФ, в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу Закона № 402 ФЗ. Однако такие корректировки в Положение № 34н внесены не были.
В свою очередь, нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу10.
3 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ)
4 ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ
5Федеральный закон от 28.09.2010
№ 244-ФЗ
6 приказ Минфина России от 16.05.2016 № 64н (далее — Приказ № 64н)
7 ч. 7 ст. 8 Закона № 402-ФЗ
8 решение ВС РФ от 08.07.2016 № АКПИ16-443 (далее — Решение № АКПИ16-443), оставлено без изменения определением Апелляционной коллегии ВС РФ от 04.10.2016 № АПЛ16-399
9 утв. приказом Минфина России
от 29.07.1998 № 34н (далее —
Положение № 34н)
10 пост. Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»
Таблица 1. Методы упрощенного учета, дополнительно введенные Приказом № 64н, и их сравнение с предшествующими методами учета | |||
---|---|---|---|
Операция | Упрощенный способ отражения | Учет до внесения изменения |
Комментарии |
Изменения, внесенные в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» | |||
Оценка материально-производственных запасов по цене поставщика | К бухгалтерскому учету МПЗ принимают по цене поставщика, при этом все иные затраты, непосредственно связанные с их приобретением, включают в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены | Только по фактической себестоимости (включая все фактические затраты на приобретение МПЗ и доведение до состояния, в котором они пригодны к использованию) | |
Упрощенное признание расходов по обычным видам деятельности | Включение стоимости сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере приобретения запасов и осуществления затрат | До фактического расходования такие объекты подлежали учету в качестве материально-производственных запасов | Данный способ ведения учета не предполагает формирования в бухучете микропредприятия и отражения в его бухгалтерской отчетности остатков МПЗ (сырья, материалов, покупных товаров, НЗП, готовой продукции) |
Упрощенное списание материально-производственных запасов, предназначенных для управленческих нужд | Включение расходов на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере приобретения запасов и осуществления расходов | До фактического расходования данные объекты подлежали учету в качестве производственных запасов | Данный способ ведения учета не предполагает формирования в бухучете микропредприятия и отражения в его бухгалтерской отчетности остатков МПЗ (сырья, материалов, покупных товаров, НЗП, готовой продукции) |
Возможность не создавать резерв под снижение стоимости материальных ценностей | Отсутствие обязанности создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей | Создание таких резервов было обязательным | При применении данного упрощенного способа ведения бухучета остатки сырья, материалов, топлива, НЗП, готовой продукции, товаров и т. п. ценностей отражают в бухгалтерской отчетности по стоимости, определившейся на счетах бухучета, независимо от морального устаревания этих объектов, потери ими своего первоначального качества, изменения их текущей рыночной стоимости, стоимости продажи |
Изменения, внесенные в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» | |||
Оценка основных средств по цене поставщика |
Оприходование объектов основных средств к бухучету по цене поставщика, а в случае сооружения (изготовления) объектов основных средств — по стоимости работ подрядчика. При этом все иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением ОС, включают в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены | Только в полной сумме фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление | |
Упрощенный порядок начисления амортизации основных средств | Начисление годовой суммы амортизации основных средств единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные самой организацией | Начисление годовой суммы амортизации основных средств только ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы | Начисленную сумму амортизации отражают в бухгалтерском учете соответственно в декабре отчетного года либо в периоде, к которому она относится |
Единовременное списание стоимости производственного и хозяйственного инвентаря | Начисление амортизации производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере 100% первоначальной стоимости таких объектов при их принятии к бухгалтерскому учету | Начисление амортизации только в течение всего срока полезного использования объекта | Объект не списывают с бухгалтерского учета до его фактического выбытия (прекращения использования) |
Изменения, внесенные в ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» | |||
Упрощенный способ списания расходов на НИОКР | Списание расходов по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления таких расходов | Списание расходов по НИОКР только в течение ожидаемого срока использования результатов работ | Данный упрощенный способ ведения бухучета не предполагает формирования в бухучете и отражения в бухгалтерской отчетности остатка по статье «Результаты исследований и разработок» |
Изменения, внесенные в ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» | |||
Упрощенное признание расходов на приобретение (создание) нематериальных активов | Признание расходов на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве НМА, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления | Признание расходов на приобретение (создание) НМА только по общим правилам учета нематериальных активов | Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирования в бухучете и отражения в бухгалтерской отчетности остатка по статье «Нематериальные активы» |
Итак, на основании Решения № АКПИ16-443 рассмотренные нами пункты11 Положения № 34н признаны недействующими с 1 января 2013 года.
Изменения в ПБУ 1/2008
В Законе № 402 ФЗ содержится указание на порядок формирования учетной политики с обязательным обращением к федеральным и отраслевым стандартам12:
Федеральные стандарты — это основной вид документов в области законодательного регулирования бухгалтерского учета.
Утвержденные федеральные стандарты обязательны к применению, если в их тексте не прописано иное.
В состав задач, решаемых на уровне федеральных стандартов, Закон № 402 ФЗ включает в том числе:
На сегодняшний день к федеральным стандартам относятся 24 Положения по бухгалтерскому учету и Положение № 34н. Существующие в настоящее время отраслевые стандарты, как правило, разрабатывались еще в советское время, и их положения не всегда соответствуют современным рыночным условиям.
Что делать, если у бухгалтера возникают вопросы, связанные с порядком бухучета и составлением отчетности, на которые нет ответов ни в федеральных, ни в отраслевых стандартах?
На сайте Минфина России размещен проект приказа по внесению изменений в ПБУ 1/2008, согласно которому планируется устранить неопределенность в решении таких вопросов.
Если систематизировать все предполагаемые поправки в ПБУ 1/2008, то получается следующая «дорожная карта»:
И на каком бы пункте ни остановилась компания при выборе способа ведения бухучета, продвигаясь по «дорожной карте», она должна будет отразить в учетной политике, чем она руководствуется в том или ином случае.
11 подп. «а», «б» п. 4, абз. 1 п. 12, абз. 1, 2 п.13 Положения № 34н
12 ч. 2, 3, 4 ст. 8 Закона № 402-ФЗ
Работа по созданию федеральных стандартов
Факт существования проекта приказа, утверждающего внесение изменений в ПБУ 1/2008, не означает отказ министерства финансов от введения новых федеральных стандартов и доработки существующих для адаптации их к современным экономическим условиям.
За последнее время было внесено много изменений в области международных стандартов учета. Так, в декабре 2015 года и в июне 2016 года были опубликованы приказы, которыми Минфин России ввел в действие новую редакцию целого ряда международных стандартов финансовой отчетности, а также поправок к уже существующим стандартам13
На фоне активной деятельности в области международного финансового законодательства Минфин России также издал Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016—2018 годы14.
В соответствии с этой программой должны быть не только внесены изменения в ряд стандартов, но и разработаны новые стандарты (см. таблицу 2).
В рамках реализации программы и в соответствии со статьей 23 Закона № 402 ФЗ Минфин России издал приказ «Об утверждении требований к оформлению проектов стандартов бухгалтерского
учета»15, которым были утверждены требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета, а также примерная структура федерального стандарта бухгалтерского учета.
Таким образом, для целей формирования учетной политики уже с 2018 года будут введены в действие новые федеральные стандарты, которые, хочется надеяться, будут полно и однозначно регулировать многие вопросы бухгалтерского учета.
Внесение изменений в учетную политику
Ранее уже было сказано, что в зависимости от причины изменения учетной политики отражение последствий таких изменений в бухгалтерском учете будет различным.
Таблица 2. План принятия федеральных стандартов бухгалтерского учета и внесения изменений в положения по ведению бухучета* |
||
---|---|---|
Разработка стандартов бухгалтерского учета | ||
Наименование проекта стандарта | Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного исполнения |
|
Запасы Основные средства Документы и документооборот в бухгалтерском учете Бухгалтерская отчетность Нематериальные активы |
2018 г. | |
Аренда Доходы Расходы Финансовые активы и обязательства Участие в зависимых организациях и совместная деятельность Реорганизация юридических лиц |
2019 г. | |
Вознаграждения работникам План счетов бухгалтерского учета Некоммерческая деятельность |
2020 г. | |
Разработка стандартов бухгалтерского учета | ||
Изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету (в части введения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета для отдельных категорий экономических субъектов) |
2017 г. | |
Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» | 2018 г. | |
Изменения в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» Изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» |
2019 г. | |
Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» |
2020 г. |
13 приказы Минфина России от 27.06.2016 № 98н, от 28.12.2015 № 217н
14 приказ Минфина России от 23.05.2016 № 70н (далее — Приказ № 70н)
15 приказ Минфина России от 16.05.2016 № 62н
В ПБУ 1/2008 предусмотрено два варианта отражения последствий изменения учетной политики:
Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражают в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету (перспективно или ретроспективно).
Если соответствующее законодательство РФ и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражают в бухгалтерском учете и отчетности ретроспективно.
Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от изменения законодательства, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражают в бухгалтерской отчетности ретроспективно.
Факты изменения учетной политики организация должна раскрывать в отчетности и/или пояснениях к ней. Раскрытию подлежит следующая информация16:
Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.
Как бухгалтеру не ошибиться и применить правильный способ отражения изменений учетной политики в бухгалтерском учете? Приведем два примера.
Пример 1
Перспективный способ
Выше, говоря о том, что в 2016 г. в законодательство были внесены изменения, касающиеся разработки новых упрощенных способов учета для субъектов малого предпринимательства, мы обратили внимание вот на что. Компания вправе принять решение о применении каждого из предусмотренных Приказом № 64н упрощенных способов ведения бухгалтерского учета в отношении бухгалтерской отчетности как за 2016 г., так и за любой последующий год.
Поскольку Приказ № 64н вступил в силу 20.06.2016, то и применение таких упрощенных способов учета предприятие включает в учетную политику не ранее 2016 г. Это перспективный способ отражения последствий изменения учетной политики, то есть способ, когда изменения в порядке ведения бухгалтерского учета применяют в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа учета.
16 п. 21 ПБУ 1/2008
Пример 2
Ретроспективный способ
Предположим, что компания планирует внести следующие изменения в учетную политику на 2017 г.: расходы на капитальный ремонт, техническое обслуживание ОС, ранее списывавшиеся единовременно, теперь учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов», если в отношении них одновременно выполняются условия признания указанных расходов.
Рассмотрим, как в данном случае необходимо оценить последствия изменений с точки зрения их отражения в финансовой отчетности.
Сначала проанализируем правомерность квалификации данных изменений в качестве изменений учетной политики.
В рассматриваемой ситуации речь идет о новом способе отражения расходов на капитальный ремонт, техническое обслуживание ОС. Указанные расходы отражают в бухгалтерском учете обособленно (на счете 97) и раскрывают в бухгалтерском балансе в составе раздела «Внеоборотные активы».
В данной ситуации согласно ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, которые оказали (или способны оказать) существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражают в бухгалтерской отчетности ретроспективно. Исключение составляют случаи, когда оценка таких последствий в денежном выражении в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.
Таким образом, изменение способа бухгалтерского учета расходов на капитальный ремонт, техническое обслуживание основных средств является изменением учетной политики.
Теперь рассмотрим, как в данном примере применяется изменение учетной политики к существующим объектам учета, в частности, повлечет ли оно за собой изменение их первоначальной стоимости. Кроме того, покажем, как в данном случае изменение учетной политики отражается в бухгалтерском учете и отчетности.
Согласно пункту 12 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики производится с начала отчетного года. Таким образом, накопление и списание возникающих с начала отчетного года расходов на капитальный ремонт, техническое обслуживание ОС должны отражаться
в бухгалтерском учете в соответствии с вновь утвержденной методикой.
Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств и срока полезного использования в данной ситуации не производится.
Как было указано ранее, в данной ситуации последствия изменения учетной политики отражают в бухгалтерской отчетности ретроспективно. При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходим из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
Для оценки в денежном выражении последствий ретроспективного изменения учетной политики в части отражения расходов на капитальный ремонт, техническое обслуживание ОС может быть использован следующий алгоритм:
Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской (финансовой) отчетности период, а также значений связанных статей отчетности, раскрываемых за каждый представленный в ней период (как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида).
Таким образом, в бухгалтерской (финансовой) отчетности по состоянию на 31.12.2016 необходимо скорректировать (увеличить) показатели по строке «Внеоборотные активы» (по строке «Основные средства» или «Прочие внеоборотные активы») и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» по состоянию на 31.12.2014 и на 31.12.2015. При этом корректировка (увеличение) показателей должна соответствовать сумме остатка несписанных расходов.
Кроме того, соответствующие изменения также надо отразить в отчете о финансовых результатах и отчете о движении капитала, а также в иных приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.