ГАРАНТ Интернет-версия
Войти Попробовать бесплатно
Материал подготовлен экспертами журнала
"Актуальная бухгалтерия"

Вносим изменения
в учетную политику на 2017 год

Бухгалтерская учетная политика должна применяться последовательно из года в год, при этом в определенных обстоятельствах у бухгалтера возникает необходимость с начала нового финансового года внести в нее изменения. Расставим акценты в подобных корректировках на 2017 год.

Учетная политика — свод положений, правил, которые компания самостоятельно разрабатывает, объявляя о них пользователям отчетности, и применяет в учете при оформлении фактов хозяйственной деятельности и формировании финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также и налоговых деклараций.

Учетная политика имеет двойное предназначение: во первых, является инструментом для компании при ведении учета и составлении отчетности, а во вторых, «инструкцией» для пользователя отчетности с целью осознанного понимания им результатов деятельности компании.

Поскольку компания самостоятельно формирует для себя такой инструмент, как учетная политика, она зачастую сталкивается с выбором и не всегда делает этот выбор оправданно.

Сразу необходимо оговориться, что учетная политика для целей бухгалтерского учета и налоговая учетная политика имеют разную законодательную базу, поэтому к каждому из этих документов должен быть свой подход.

Тысяча и одно правило составления учетной политики

В настоящее время в интернете можно найти много разных «рецептов» составления учетной политики для всех случаев жизни. Для упрощения работы можно воспользоваться этими советами, но при этом необходимо иметь в виду, что только глубокое погружение в деятельность компании поможет составить учетную политику в том оптимальном
объеме и с теми правилами, которые действительно помогут в ведении бухгалтерского и налогового учета, и ответить на все вопросы пользователей финансовой отчетности.

И еще один нюанс: не всегда такие «рецепты» своевременно и правильно реагируют на изменения, которые необходимо внести в учетную политику следующего года или отразить в текущем году.

Откуда появляются эти изменения, и почему их необходимо учитывать при составлении учетной политики?

В бухгалтерском законодательстве существует документ — Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»1, который содержит основные требования к составлению и внесению изменений в учетную политику по бухгалтерскому учету (требования к составлению учетной политики для целей налогообложения сформулированы в Налоговом кодексе). Заметим, что не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухучета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Внесение изменений в учетную политику организации может производиться в случаях2:

  • изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухучету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета
    (применение нового способа ведения бухучета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации);
  • существенного изменения условий хозяйствования, которое может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности компании и т. п.

Это три основных случая, когда компания обязана отразить изменения в своей учетной политике, и в каждом из них отражение последствий изменений в учетную политику в бухгалтерском учете будет различным.

Елена Щербачева,
замдиректора департамента
развития и стандартизации
учетных процессов компании
«ФБК Грант Торнтон»

1 утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (далее — ПБУ 1/2008)
№ 401-ФЗ (далее — Закон № 401-ФЗ)

2 п. 10 ПБУ 1/2008

Изменения в действующие нормативные акты

2016 год не был богат на нововведения в действующее законодательство по бухгалтерскому учету. В большинстве своем изменения были связаны с разработкой новых упрощенных способов бухгалтерского учета и с тем, что введенный в действие с 1 января 2013 года закон «О бухгалтерском учете»3 привел к противоречиям с ранее принятыми документами бухучета.

Упрощение «упрощенки». Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты4:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с законом «Об инновационном центре “Сколково”»5.

В 2016 году Минфин России дополнил6 ряд положений по бухгалтерскому учету. Изменения затронули следующие нормативные правовые акты: ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»; ПБУ 6/01 «Учет основных средств»; ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»; ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».

В результате у поименованных выше экономических субъектов появилась возможность применять наряду с уже имеющимися способами учета новые — упрощенные — способы ведения бухгалтерского учета (см. таблицу 1).

В своем информационном сообщении от 24 июня 2016 года № ИС-учет-3 Минфин России указывает на то, что выбор принятых упрощенных способов является правом, а не обязанностью малого предприятия (вне зависимости от применения других упрощенных способов). И если малое предприятие решило воспользоваться упрощенными способами исходя из условий хозяйствования, величины организации, а также с учетом требований полноты, рациональности ведения бухгалтерского учета и достоверности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, то такие изменения должны быть произведены с начала отчетного года в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской отчетности за ряд лет7.

В связи с этим предприятие вправе принять решение о применении каждого из предусмотренных Приказом № 64н упрощенных способов ведения бухгалтерского учета в отношении бухгалтерской отчетности как за 2016 год, так и за любой последующий год (напомним, что Приказ № 64н вступил в силу 20.06.2016).

Устранение противоречий

Как уже было сказано, вступивший в действие с 1 января 2013 года Закон № 402 ФЗ привел к появлению противоречий между нормами самого Закона № 402 ФЗ и некоторыми положениями бухгалтерского законодательства, принятыми ранее.

Во второй половине 2016 года некоторые из этих противоречий были устранены на уровне решений Верховного Суда РФ8. В частности, это касается отдельных пунктов Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности9. Остановимся на них подробнее.

Так, подпункт «а» пункта 4 Положения № 34н не соответствует статье 1 Закона № 402 ФЗ, в которой приводится определение понятия бухгалтерского учета.

Подпункт «б» того же пункта 4 противоречит статье 5 Закона № 402 ФЗ, в которой перечислены объекты бухгалтерского учета экономического субъекта, каковыми по закону являются: факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования его деятельности, доходы, расходы, иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Пункт 8 статьи 3 Закона № 402 ФЗ раскрывает содержание
понятия такого объекта бухгалтерского учета, как факт хозяйственной жизни. Несоответствие данной норме в Положении № 34н содержит первый абзац пункта 12.

Первый и второй абзацы пункта 13 Положения № 34н не соответствуют части 2 статьи 9 Закона № 402 ФЗ, которой установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа, и части 4 данной статьи, согласно которой формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта.

Исходя из положений Закона № 402 ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе вносить корректировки, обусловленные изменением законодательства РФ, в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу Закона № 402 ФЗ. Однако такие корректировки в Положение № 34н внесены не были.

В свою очередь, нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу10.
 

Елена Щербачева,
замдиректора департамента
развития и стандартизации
учетных процессов компании
«ФБК Грант Торнтон»

3 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ)

4 ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ

5Федеральный закон от 28.09.2010
№ 244-ФЗ

6 приказ Минфина России от 16.05.2016 № 64н (далее — Приказ № 64н)

7 ч. 7 ст. 8 Закона № 402-ФЗ

8 решение ВС РФ от 08.07.2016 № АКПИ16-443 (далее — Решение № АКПИ16-443), остав­лено без изменения определением Апелляционной коллегии ВС РФ от 04.10.2016 № АПЛ16-399

9 утв. приказом Минфина России
от 29.07.1998 № 34н (далее —
Положение № 34н)

10 пост. Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»

Таблица 1. Методы упрощенного учета, дополнительно введенные Приказом № 64н, и их сравнение с предшествующими методами учета
Операция Упрощенный способ отражения Учет до внесения
изменения
Комментарии
Изменения, внесенные в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»
Оценка материально-производственных запасов по цене поставщика К бухгалтерскому учету МПЗ принимают по цене поставщика, при этом все иные затраты, непосредственно связанные с их приобретением, включают в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены Только по фактической себестоимости (включая все фактические затраты на приобретение МПЗ и доведение до состояния, в котором они пригодны к использованию)  
Упрощенное признание расходов по обычным видам деятельности Включение стоимости сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере приобретения запасов и осуществления затрат До фактического расходования такие объекты подлежали учету в качестве материально-производственных запасов Данный способ ведения учета не предполагает формирования в бухучете микропредприятия и отражения в его бухгалтерской отчетности остатков МПЗ (сырья, материалов, покупных товаров, НЗП, готовой продукции)
Упрощенное списание материально-производственных запасов, предназначенных для управленческих нужд Включение расходов на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере приобретения запасов и осуществления расходов До фактического расходования данные объекты подлежали учету в качестве производственных запасов Данный способ ведения учета не предполагает формирования в бухучете микропредприятия и отражения в его бухгалтерской отчетности остатков МПЗ (сырья, материалов, покупных товаров, НЗП, готовой продукции)
Возможность не создавать резерв под снижение стоимости материальных ценностей Отсутствие обязанности создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей Создание таких резервов было обязательным При применении данного упрощенного способа ведения бухучета остатки сырья, материалов, топлива, НЗП, готовой продукции, товаров и т. п. ценностей отражают в бухгалтерской отчетности по стоимости, определившейся на счетах бухучета, независимо от морального устаревания этих объектов, потери ими своего первоначального качества, изменения их текущей рыночной стоимости, стоимости продажи
Изменения, внесенные в ПБУ 6/01 «Учет основных средств»
Оценка основных средств по цене
поставщика
Оприходование объектов основных средств к бухучету по цене поставщика, а в случае сооружения (изготовления) объектов основных средств — по стоимости работ подрядчика. При этом все иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением ОС, включают в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены Только в полной сумме фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление  
Упрощенный порядок начисления амортизации основных средств Начисление годовой суммы амортизации основных средств единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные самой организацией Начисление годовой суммы амортизации основных средств только ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы Начисленную сумму амортизации отражают в бухгалтерском учете соответственно в декабре отчетного года либо в периоде, к которому она относится
Единовременное списание стоимости производственного и хозяйственного инвентаря Начисление амортизации производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере 100% первоначальной стоимости таких объектов при их принятии к бухгалтерскому учету Начисление амортизации только в течение всего срока полезного использования объекта Объект не списывают с бухгалтерского учета до его фактического выбытия (прекращения использования)
Изменения, внесенные в ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»
Упрощенный способ списания расходов на НИОКР Списание расходов по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления таких расходов Списание расходов по НИОКР только в течение ожидаемого срока использования результатов работ Данный упрощенный способ ведения бухучета не предполагает формирования в бухучете и отражения в бухгалтерской отчетности остатка по статье «Результаты исследований и разработок»
Изменения, внесенные в ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»
Упрощенное признание расходов на приобретение (создание) нематериальных активов Признание расходов на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве НМА, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления Признание расходов на приобретение (создание) НМА только по общим правилам учета нематериальных активов Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирования в бухучете и отражения в бухгалтерской отчетности остатка по статье «Нематериальные активы»
Елена Щербачева,
замдиректора департамента
развития и стандартизации
учетных процессов компании
«ФБК Грант Торнтон»

 

Итак, на основании Решения № АКПИ16-443 рассмотренные нами пункты11 Положения № 34н признаны недействующими с 1 января 2013 года.

Изменения в ПБУ 1/2008
В Законе № 402 ФЗ содержится указание на порядок формирования учетной политики с обязательным обращением к федеральным и отраслевым стандартам12:

  • экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами;
  • при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухучета из способов, допускаемых федеральными стандартами;
  • в случае если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухучета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Федеральные стандарты — это основной вид документов в области законодательного регулирования бухгалтерского учета.
Утвержденные федеральные стандарты обязательны к применению, если в их тексте не прописано иное.

В состав задач, решаемых на уровне федеральных стандартов, Закон № 402 ФЗ включает в том числе:

  • требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухучете, включая виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухучета;
  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
  • состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм указанной отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
  • условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

 

На сегодняшний день к федеральным стандартам относятся 24 Положения по бухгалтерскому учету и Положение № 34н. Существующие в настоящее время отраслевые стандарты, как правило, разрабатывались еще в советское время, и их положения не всегда соответствуют современным рыночным условиям.

Что делать, если у бухгалтера возникают вопросы, связанные с порядком бухучета и составлением отчетности, на которые нет ответов ни в федеральных, ни в отраслевых стандартах?

На сайте Минфина России размещен проект приказа по внесению изменений в ПБУ 1/2008, согласно которому планируется устранить неопределенность в решении таких вопросов.

Если систематизировать все предполагаемые поправки в ПБУ 1/2008, то получается следующая «дорожная карта»:

  • если по конкретному вопросу федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухучета, организация осуществляет выбор одного из этих способов;
  • если по конкретному вопросу в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухучета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из Международных стандартов финансовой отчетности;
  • если в Международных стандартах финансовой отчетности по данному конкретному вопросу способ ведения бухучета также не установлен, организация разрабатывает соответствующий способ исходя из федеральных стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
  • в случае отсутствия федеральных стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам, организация самостоятельно разрабатывает способ ведения бухучета исходя из положений ПБУ 1/2008, рекомендаций в области бухгалтерского учета.

И на каком бы пункте ни остановилась компания при выборе способа ведения бухучета, продвигаясь по «дорожной карте», она должна будет отразить в учетной политике, чем она руководствуется в том или ином случае.

Елена Щербачева,
замдиректора департамента
развития и стандартизации
учетных процессов компании
«ФБК Грант Торнтон»

11 подп. «а», «б» п. 4, абз. 1 п. 12, абз. 1, 2 п.13 Положения № 34н

12 ч. 2, 3, 4 ст. 8 Закона № 402-ФЗ

Работа по созданию федеральных стандартов

Факт существования проекта приказа, утверждающего внесение изменений в ПБУ 1/2008, не означает отказ министерства финансов от введения новых федеральных стандартов и доработки существующих для адаптации их к современным экономическим условиям.

За последнее время было внесено много изменений в области международных стандартов учета. Так, в декабре 2015 года и в июне 2016 года были опубликованы приказы, которыми Минфин России ввел в действие новую редакцию целого ряда международных стандартов финансовой отчетности, а также поправок к уже существующим стандартам13

На фоне активной деятельности в области международного финансового законодательства Минфин России также издал Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016—2018 годы14.

В соответствии с этой программой должны быть не только внесены изменения в ряд стандартов, но и разработаны новые стандарты (см. таблицу 2).

В рамках реализации программы и в соответствии со статьей 23 Закона № 402 ФЗ Минфин России издал приказ «Об утверждении требований к оформлению проектов стандартов бухгалтерского
учета»15, которым были утверждены требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета, а также примерная структура федерального стандарта бухгалтерского учета.

Таким образом, для целей формирования учетной политики уже с 2018 года будут введены в действие новые федеральные стандарты, которые, хочется надеяться, будут полно и однозначно регулировать многие вопросы бухгалтерского учета.

Внесение изменений в учетную политику

Ранее уже было сказано, что в зависимости от причины изменения учетной политики отражение последствий таких изменений в бухгалтерском учете будет различным.

Таблица 2. План принятия федеральных стандартов бухгалтерского учета и внесения изменений
в положения по ведению бухучета*
Разработка стандартов бухгалтерского учета
Наименование проекта стандарта Предполагаемая дата вступления стандарта в силу
для обязательного исполнения
Запасы
Основные средства
Документы и документооборот в бухгалтерском учете
Бухгалтерская отчетность
Нематериальные активы
2018 г.
Аренда
Доходы
Расходы
Финансовые активы и обязательства
Участие в зависимых организациях и совместная деятельность
Реорганизация юридических лиц
2019 г.
Вознаграждения работникам
План счетов бухгалтерского учета
Некоммерческая деятельность
2020 г.
Разработка стандартов бухгалтерского учета
Изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому
учету (в части введения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета для отдельных категорий экономических субъектов)
2017 г.
Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» 2018 г.
Изменения в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
Изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль
организаций»
2019 г.
Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»
Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»
2020 г.
*Согласно программе, утвержденной Приказом № 70н
Елена Щербачева,
замдиректора департамента
развития и стандартизации
учетных процессов компании
«ФБК Грант Торнтон»

13 приказы Минфина России от 27.06.2016 № 98н, от 28.12.2015 № 217н

14 приказ Минфина России от 23.05.2016 № 70н (далее — Приказ № 70н)

15 приказ Минфина России от 16.05.2016 № 62н

В ПБУ 1/2008 предусмотрено два варианта отражения последствий изменения учетной политики:

  • перспективный метод, когда измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа;
  • ретроспективный метод, когда предполагается, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражают в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету (перспективно или ретроспективно).

Если соответствующее законодательство РФ и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражают в бухгалтерском учете и отчетности ретроспективно.

Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от изменения законодательства, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражают в бухгалтерской отчетности ретроспективно.

Факты изменения учетной политики организация должна раскрывать в отчетности и/или пояснениях к ней. Раскрытию подлежит следующая информация16:

  • причина изменения учетной политики;
  • содержание изменения учетной политики;
  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов;
  • сумма соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

Как бухгалтеру не ошибиться и применить правильный способ отражения изменений учетной политики в бухгалтерском учете? Приведем два примера.

Пример 1
Перспективный способ

Выше, говоря о том, что в 2016 г. в законодательство были внесены изменения, касающиеся разработки новых упрощенных способов учета для субъектов малого предпринимательства, мы обратили внимание вот на что. Компания вправе принять решение о применении каждого из предусмотренных Приказом № 64н упрощенных способов ведения бухгалтерского учета в отношении бухгалтерской отчетности как за 2016 г., так и за любой последующий год.

Поскольку Приказ № 64н вступил в силу 20.06.2016, то и применение таких упрощенных способов учета предприятие включает в учетную политику не ранее 2016 г. Это перспективный способ отражения последствий изменения учетной политики, то есть способ, когда изменения в порядке ведения бухгалтерского учета применяют в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа учета.

Елена Щербачева,
замдиректора департамента
развития и стандартизации
учетных процессов компании
«ФБК Грант Торнтон»

16 п. 21 ПБУ 1/2008

Пример 2
Ретроспективный способ

Предположим, что компания планирует внести следующие изменения в учетную политику на 2017 г.: расходы на капитальный ремонт, техническое обслуживание ОС, ранее списывавшиеся единовременно, теперь учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов», если в отношении них одновременно выполняются условия признания указанных расходов.

Рассмотрим, как в данном случае необходимо оценить последствия изменений с точки зрения их отражения в финансовой отчетности.

Сначала проанализируем правомерность квалификации данных изменений в качестве изменений учетной политики.

В рассматриваемой ситуации речь идет о новом способе отражения расходов на капитальный ремонт, техническое обслуживание ОС. Указанные расходы отражают в бухгалтерском учете обособленно (на счете 97) и раскрывают в бухгалтерском балансе в составе раздела «Внеоборотные активы».

В данной ситуации согласно ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, которые оказали (или способны оказать) существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражают в бухгалтерской отчетности ретроспективно. Исключение составляют случаи, когда оценка таких последствий в денежном выражении в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Таким образом, изменение способа бухгалтерского учета расходов на капитальный ремонт, техническое обслуживание основных средств является изменением учетной политики.

Теперь рассмотрим, как в данном примере применяется изменение учетной политики к существующим объектам учета, в частности, повлечет ли оно за собой изменение их первоначальной стоимости. Кроме того, покажем, как в данном случае изменение учетной политики отражается в бухгалтерском учете и отчетности.

Согласно пункту 12 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики производится с начала отчетного года. Таким образом, накопление и списание возникающих с начала отчетного года расходов на капитальный ремонт, техническое обслуживание ОС должны отражаться
в бухгалтерском учете в соответствии с вновь утвержденной методикой.

Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств и срока полезного использования в данной ситуации не производится.

Как было указано ранее, в данной ситуации последствия изменения учетной политики отражают в бухгалтерской отчетности ретроспективно. При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходим из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Для оценки в денежном выражении последствий ретроспективного изменения учетной политики в части отражения расходов на капитальный ремонт, техническое обслуживание ОС может быть использован следующий алгоритм:

  • определить периоды, отражаемые в бухгалтерской отчетности по состоянию на отчетную дату (31.12.2016); такими периодами являются 2014, 2015, 2016 гг.;
  • на основании информации о сроках и периодичности проведения ремонтных работ (например, графика планово предупредительных ремонтов) определить перечень объектов, по которым сумма фактических расходов на последний проведенный ремонт была бы не списана по состоянию на 31.12.2014 с учетом использования новой методики учета;
  • определить сумму фактических затрат, понесенных на капитальный ремонт, техническое обслуживание каждого из определенных объектов основных средств;
  • определить сумму расходов на ремонт, которая не была бы списана с учетом использования новой методики на каждую дату, отражаемую в бухгалтерской отчетности.

Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской (финансовой) отчетности период, а также значений связанных статей отчетности, раскрываемых за каждый представленный в ней период (как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида).

Таким образом, в бухгалтерской (финансовой) отчетности по состоянию на 31.12.2016 необходимо скорректировать (увеличить) показатели по строке «Внеоборотные активы» (по строке «Основные средства» или «Прочие внеоборотные активы») и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» по состоянию на 31.12.2014 и на 31.12.2015. При этом корректировка (увеличение) показателей должна соответствовать сумме остатка несписанных расходов.

Кроме того, соответствующие изменения также надо отразить в отчете о финансовых результатах и отчете о движении капитала, а также в иных приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Елена Щербачева,
замдиректора департамента
развития и стандартизации
учетных процессов компании
«ФБК Грант Торнтон»