Минфин разъяснил порядок применения многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Для России она действует с 1 октября 2019 г.
Конвенция содержит следующие требования минимального стандарта, которые будут применяться к соглашениям:
- замена существующих преамбул соглашений;
- применение правил, ограничивающих злоупотребления положениями соглашений (Россия выбрала принцип основной цели, дополненный упрощенным положением об ограничении льгот);
- правила о взаимосогласительных процедурах;
- требования по корректировке прибыли ассоциированных предприятий.
С 1 января 2020 г. вступают в силу поправки к БК РФ, касающиеся внутреннего финансового контроля (ВФК) и аудита (ВФА). Минфин подготовил разъяснений по данному вопросу.
В частности, ведомство указало, что после названной даты главные администраторы (администраторы) бюджетных средств не обязаны издавать (использовать) нормативные правовые акты по ВФК. Они вправе самостоятельно определить порядок проведения ВФК с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий.
До завершения госрегистрации федеральных стандартов ВФА главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе продолжить пользоваться своими ведомственными (внутренними) актами.
План проведения аудиторских мероприятий на 2020 г. может быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года с учетом федерального стандарта "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" (в части содержания плана).
Годовую отчетность о результатах ВФА за 2019 г. рекомендуется сформировать до 1 февраля 2020 г.
Минфин разъяснил, что с 1 января 2019 г. не производится перерасчет земельного налога и налога на имущество физлиц, это если влечет увеличение ранее уплаченных сумм.
Не отменен перерасчет до указанной даты, если это повлекло увеличение ранее уплаченных сумм, а также не установлена обязанность налоговых органов возвращать суммы в части, превышающей те, что внесены до перерасчетов.
Кроме того, не предусмотрены изменения в бюджетное законодательство об уменьшении доходов бюджетов за истекшие до 1 января 2019 г. периоды, в течение которых налоговые органы совершали перерасчеты.
Если сдача в аренду нежилых помещений не признается предпринимательской деятельностью, то арендодатель-гражданин не уплачивает НДС.
Квалификация деятельности в качестве предпринимательской зависит от совокупности факторов, отличающихся для разных видов деятельности, в частности, от цели использования сдаваемых в аренду нежилых помещений, их функционального назначения, целей и оснований их приобретения.
Если плательщик обнаружит ошибку в поручении на перечисление налога, не повлекшую неперечисление соответствующих денежных средств в бюджет, то он в течение 3 лет вправе подать в налоговый орган заявление с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства. Прилагаются документы, подтверждающие перечисление налога.
Минфин указал, что при получении недвижимости по договору дарения гражданином, который не является близким родственником одаряемого, и при последующей продаже объекта, находившегося в собственности менее предельного минимального срока владения, нужно уплатить НДФЛ.
При продаже недвижимости, полученной в качестве вознаграждения, возникает иной вид дохода, с которого также уплачивается НДФЛ. Двойного налогообложения не возникает.
Отдельные организации обязаны представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Минфин подготовил обзор практики по данному вопросу за 2015-2018 гг.
Так, за указанный период количество организаций, к которым были применены меры воздействия, уменьшилось с 76 до 1. Существенно (с 32 до 1) сократилось число управляющих компаний, представивших КФО с нарушением срока.
Обозначены планы по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере. В частности, необходимо уточнить круг организаций, обязанных составлять КФО, исходя из баланса значимости информации, содержащейся в отчетности по МСФО, и затрат на ее составление.