Услуги по обслуживанию воздушных судов будут освобождаться от НДС по правительственному перечню
С 01.01.2018 под действие пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ будут подпадать только те услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ, которые будут поименованы в утвержденном Правительством РФ перечне.
Изменен порядок налогообложения операций с ломом и отходами черных и цветных металлов
С 01.01.2018 года в связи с утратой силы пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ операции по реализации налогоплательщиками на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов будут облагаться НДС.
При этом в общем случае обязанности по исчислению НДС в отношении указанных операций, его удержанию и перечислению в бюджетную систему РФ будут возлагаться на налоговых агентов, то есть покупателей лома и отходов черных и цветных металлов, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (п. 8 ст. 161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ).
Исчисленные в связи с приобретением лома и отходов черных и цветных металлов суммы НДС налоговые агенты смогут принять к вычету при выполнении необходимых условий (п.п. 1, 2 ст. 169, п.п. 3, п. 5, 12 ст. 171 НК РФ в редакции Закона N 335-ФЗ).
Приведенный порядок налогообложения с 01.01.2018 установлен также в отношении операций по реализации на территории РФ сырых шкур животных, алюминия вторичного и его сплавов.
Уточнены правила определения места реализации услуг по сдаче в аренду авиационно-технического имущества
С 01.01.2018 место реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества, являющегося авиационными двигателями и прочим авиационно-техническим имуществом, будет определяться по месту деятельности их покупателя только в случае, если в соответствии с законодательством иностранного государства местом реализации таких услуг не признается территория такого иностранного государства (абзац седьмой пп. 4 п. 1, пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ в редакции Закона N 335-ФЗ). В противном случае при решении данного вопроса нужно будет ориентироваться на место осуществления деятельности их исполнителем (арендодателем) (пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, доп. см. письмо Минфина России от 09.01.2017 N 03-07-08/41).
Установлен запрет на вычет НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, оплаченным за счет бюджетных средств
С 01.01.2018 при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав (далее - ТРУ и ИП), за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не могут заявляться к вычету в силу прямого требования закона (абзац первый п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
При получении указанных бюджетных средств налогоплательщики обязаны вести раздельный учет сумм НДС по ТРУ и ИП, приобретаемым (оплачиваемым) с их использованием (абзац третий п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
Наряду с этим налогоплательщики наделены правом на включение сумм "входного" или "таможенного" НДС по ТРУ и ИП, приобретенным за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, в расходы при исчислении налога на прибыль, если расходы на приобретение указанных ТРУ и ИП также включаются в расчет подлежащей налогообложению прибыли (в том числе через начисленную амортизацию) и при условии ведения раздельного учета (п. 1, абзац четвертый п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
Приведенные правила подлежат применению также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц (абзац второй п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
Изменены правила восстановления НДС при получении бюджетных средств
В силу внесенных Законом N 335-ФЗ изменений в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ с 01.01.2018 налогоплательщики обязаны восстанавливать суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, не только в связи с получением субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ, но и при получении бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), а также по оплате НДС при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
При этом теперь не имеет значения, включалась ли сумма НДС в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.
Урегулирован и порядок восстановления НДС при частичном возмещении затрат в указанных случаях.
Уточнен перечень доходов, не признаваемых в налоговом учете
С 01.01.2018 включены в перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы:
- доходы налогоплательщика в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные в ходе проведенной им инвентаризации имущества и имущественных прав (пп. 3.6 п. 1 ст. 251 НК РФ в редакции Закона N 166-ФЗ). Положения приведенной нормы будут применяться в отношении имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных с 01.01.2018 по 31.12.2019 включительно (ч. 2 ст. 2 Закона N 166-ФЗ).
- доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (пп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ в редакции Закона N 286-ФЗ). При этом не важно, будут ли иметь такие вклады целью увеличение чистых активов хозяйственного общества или товарищества или нет.
- доходы в виде платы концедента по концессионному соглашению, полученной в виде денежных средств (пп. 37 п. 1 ст. 251 НК РФ в редакции Закона N 286-ФЗ). Данная плата будет признаваться в налоговом учете при применении метода начисления в порядке, предусмотренном для учета субсидий (п. 4.1 ст. 271 НК РФ в редакции Закона N 286-ФЗ);
- доходы в виде безвозмездно полученных услуг, являющихся предметом сделок по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками (пп. 55 п. 1 ст. 251 НК РФ в редакции Закона N 286-ФЗ).
С 01.01.2018 исключены из перечня необлагаемых доходов, подпадающих под действие пп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ:
- доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов, в том числе путем формирования добавочного капитала и (или) фондов, соответствующими акционерами или участниками;
- случаи увеличения чистых активов хозяйственного общества или товарищества с одновременным уменьшением либо прекращением обязательства хозяйственного общества или товарищества перед соответствующими акционерами или участниками, если такое увеличение чистых активов происходит в соответствии с положениями, предусмотренными законодательством РФ или положениями учредительных документов хозяйственного общества или товарищества, либо явилось следствием волеизъявления акционера или участника хозяйственного общества, товарищества.
Скорректированы правила применения повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации
В силу внесенных Законом N 286-ФЗ изменений с 01.01.2018 налогоплательщики не смогут применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, являющихся зданиями (пп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ в редакции указанного закона).
Наряду с этим, со следующего налогового периода расширены возможности для применения к основной норме амортизации специального коэффициента, но не выше 3: это будет возможно делать и в отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, по правительственному перечню, который на данный момент не утвержден (пп. 4 п. 2 ст. 259.3НК РФ). Положения данной нормы будут применяться до 01.01.2023 в отношении объектов основных средств, введенных в эксплуатацию после 01.01.2018 (ч. 3 ст. 5 Закона N 286-ФЗ).
Скорректированы правила учета расходов на НИОКР
Законом N 166-ФЗ внесены изменения в ст. 262 НК РФ, посвященную расходам на НИОКР, которые вступят в силу с 01.01.2018.
Изменен перечень расходов на НИОКР в целях формирования налогооблагаемой прибыли, установленный <п. 2 ст. 262НК РФ. С одной стороны, из него исключены расходы по договорам на обязательное и добровольное страхование работников, участвующих в выполнении НИОКР, предусмотренные п. 16 ст. 255 НК РФ.
В перечень добавлены:
- начисления стимулирующего характера работникам, участвующим в выполнении НИОКР, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;
- суммы страховых взносов, начисленные в установленном НК РФ порядке на поименованные в пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ расходы на оплату труда. Данные суммы страховых взносов со следующего налогового периода также будут включаться в базу для расчета лимита отнесения "других расходов, непосредственно связанных с выполнением НИОКР", к расходам на НИОКР;
- расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели или промышленные образцы по договору об отчуждении либо прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования указанных прав исключительно в НИОКР. Данное новшество будет актуально по 31.12.2020 включительно (ч. 3 ст. 2 Закона N 166-ФЗ).
Наряду с этим налогоплательщики, осуществляющие расходы на НИОКР по перечню исследований и разработок, установленному Правительством РФ, получили следующие права:
- включать указанные расходы в размере фактических затрат, предусмотренных пп.пп. 1 - 5 п. 2 ст. 262 НК РФ, с применением коэффициента 1,5 не только в состав прочих расходов (как в настоящее время), но и в первоначальную стоимость амортизируемых нематериальных активов, явившихся результатом осуществления данных расходов (п. 7 ст. 262 НК РФ в редакции Закона N 166-ФЗ);
- не представлять в налоговый орган отчет о выполненных НИОКР (их отдельных этапах), расходы на которые признавались в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5, в случае, если он размещен в определенной Правительством РФ государственной информационной системе (далее - ГИС). В таком случае при представлении налоговой декларации налогоплательщик обязан будет представить в налоговый орган сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующие его в ГИС. Если отчет будет отсутствовать в ГИС, либо будут отсутствовать сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующих его в ГИС, то суммы расходов на выполнение НИОКР (их отдельных этапов) будут учитываться в составе прочих расходов в размере фактических затрат (п. 8 ст. 262 НК РФ в редакции Закона N 166-ФЗ).
Уточнен состав расходов на обучение и условия их признания
С 01.01.2018 под расходами налогоплательщика на обучение для целей налогообложения прибыли будут пониматься расходы на обучение по следующим программам (пп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ в редакции Закона N 169-ФЗ):
- основным профессиональным образовательным программам (как и в настоящее время);
- основным программам профессионального обучения, то есть программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих, программам повышения квалификации рабочих, служащих (п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 3 ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ");
- дополнительным профессиональным программам, то есть программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки (п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 2 ч. 4 Закона N 273-ФЗ).
Указанные расходы можно будет признавать в налоговом учете в случае, если обучение будет осуществляться не только по договорам с российскими и иностранными образовательными организациями, но и с научными организациями, имеющими право на ведение образовательной деятельности (пп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ в редакции Закона N 169-ФЗ).
К расходам на обучение со следующего налогового периода также будут относиться расходы налогоплательщика, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных в соответствии с Законом N 273-ФЗ с образовательными организациями: расходы на содержание помещений и оборудования налогоплательщика, используемых для обучения, оплату труда, стоимость имущества, переданного для обеспечения процесса обучения, и иные расходы в рамках указанных договоров. Они будут признаваться в том налоговом периоде, в котором они были понесены, при условии, что в данном налоговом периоде хотя бы один из обучающихся, окончивших обучение в указанных образовательных организациях, заключил трудовой договор с налогоплательщиком на срок не менее одного года (абзац седьмой п. 3 ст. 264 НК РФ в редакции Закона N 169-ФЗ). Воспользоваться данной возможностью налогоплательщики смогут по 31.12.2022 включительно (ч. 2 ст. 2 Закона N 169-ФЗ).
Ликвидирован прямой запрет на признание расходами на обучение расходов, связанных с содержанием образовательных учреждений, а также с выполнением для них бесплатных работ или оказанием им бесплатных услуг (абзац восьмой п. 3 ст. 264 НК РФ в редакции Закона N 169-ФЗ).
Введены дополнительные критерии признания материальной выгоды доходом налогоплательщика
С 01.01.2018 для признания материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или ИП, в качестве дохода налогоплательщика будет требоваться соблюдение хотя бы одного из следующих условий (абзацы первый, шестой-восьмой пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ в редакции Закона N 333-ФЗ):
- соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или ИП, которые признаны взаимозависимым лицом налогоплательщика либо с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях;
- экономия на процентах фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или ИП обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги).
Если ни одно из перечисленных условий выполняться не будет, то у заемщика со следующего налогового периода не будет возникать объекта налогообложения по НДФЛ, независимо от условий кредитования, в частности - от размера процентной ставки.
Новые правила не будут применяться в отношении изначально не являющейся доходом материальной выгоды, указанной в абзацах втором - четвертом пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ.
Коэффициент-дефлятор на 2018 год для целей УСН установлен в размере 1,481
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ до 01.01.2020 приостановлено действие положений абзаца второго п. 2 ст. 346.12 и абзаца четвертого п. 4 ст. 346.13 НК РФ, предписывающих применять коэффициенты-дефляторы для индексации величин предельного размера доходов, ограничивающих возможность перехода на УСН и право на дальнейшее применения данного специального налогового режима. Это означает, что при принятии решения о возможности перехода на УСН с 2019 года организациям нужно будет ориентироваться на сумму дохода за 9 месяцев 2018 года в размере 112,5 млн. рублей, без применения к ней коэффициента-дефлятора, утвержденного для целей главы 26.2 НК РФ на 2018 год. Лимит доходов налогоплательщиков, уже перешедших на УСН, за 2018 год (отчетные периоды этого года), позволяющий им и дальше применять указанный специальный налоговый режим, составит 150 млн. рублей.
ИП получили возможность уменьшать ЕНВД на расходы по приобретению ККТ
На основании п. 2.2 ст. 346.32 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 349-ФЗ) с 01.01.2018 налогоплательщики - ИП смогут уменьшать сумму исчисленного ЕНВД на сумму расходов по приобретению ККТ, включающих в себя затраты на покупку ККТ, фискального накопителя, необходимого программного обеспечения, выполнение сопутствующих работ и оказание услуг (услуг по настройке ККТ и прочих), в том числе затраты на приведение ККТ в соответствие с требованиями, предъявляемыми Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа", в размере не более 18 000 рублей на каждый экземпляр ККТ.
Указанный вычет будет возможен при выполнении совокупности условий, перечисленных в п. 2.2 ст. 346.32 НК РФ, и будет применяться после уменьшения суммы исчисленного единого налога на сумму указанных в п. 2 ст. 346.32 НК РФ страховых платежей (взносов) и пособий за налоговые периоды 2018 и 2019 годов, а для ИП, осуществляющих деятельность, предусмотренную пп.пп. 6 - 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (розничная торговля и общепит), и имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры на дату регистрации ККТ, в отношении которой производится уменьшение суммы единого налога, - за налоговые периоды 2018 года, но в любом случае не ранее налогового периода, в котором зарегистрирована соответствующая ККТ.
ИП получили возможность уменьшать налог при ПСН на расходы по приобретению ККТ
На основании п. 1.1 ст. 346.51 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 349-ФЗ) с 01.01.2018 налогоплательщики - ИП смогут уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН (далее - Налог), на сумму расходов по приобретению ККТ, включающих в себя затраты на покупку ККТ, фискального накопителя, необходимого программного обеспечения, выполнение сопутствующих работ и оказание услуг (услуг по настройке ККТ и прочих), в том числе затраты на приведение ККТ в соответствие с требованиями, предъявляемыми Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа", в размере не более 18 000 рублей на каждый экземпляр ККТ.
Указанный вычет будет возможен при выполнении совокупности условий, перечисленных в п. 1.1 ст. 346.51 НК РФ, и будет применяться за налоговые периоды, которые начинаются в 2018 и 2019 годах, а для ИП, осуществляющих деятельность, предусмотренную пп.пп. 45 - 48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ (розничная торговля и общепит), и имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры на дату регистрации ККТ, в отношении которой производится уменьшение суммы Налога - за налоговые периоды, которые начинаются в 2018 году, и в любом случае завершаются после регистрации соответствующей ККТ.
Если налогоплательщик получит в указанных налоговых периодах несколько патентов и при исчислении Налога по одному из них расходы по приобретению ККТ (с учетом установленного лимита в 18 000 рублей на одну ККТ) превысят сумму Налога, то он сможет уменьшить сумму Налога, исчисленную по другому (другим) патенту, на сумму указанного превышения.
Для реализации указанного права налогоплательщики должны будут направить соответствующее уведомление (далее - Уведомление) в письменной или электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган, в котором они состоят на учете в качестве налогоплательщика Налога и в который уплачена (должна быть уплачена) сумма Налога, подлежащая уменьшению.
Форма, формат и порядок представления Уведомления подлежат утверждению ФНС России. До утверждения формы Уведомления налогоплательщик сможет уведомить налоговый орган об уменьшении суммы Налога в произвольной форме с обязательным указанием сведений, перечисленных в статье 2 Закона N 349-ФЗ. Если сумма Налога, подлежащая уменьшению, будет уплачена до такого уменьшения, зачет (возврат) суммы излишне уплаченного Налога будет производиться в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
Изменен порядок реализации физическими лицами права на льготы
В силу изменений, внесенных Законом N 286-ФЗ в п. 3 ст. 361.1 НК РФ с 01.01.2018 льготы по транспортному налогу могут быть предоставлены налогоплательщикам - физическим лицам и без передачи в налоговый орган документов, подтверждающих соответствующее право, лишь на основании их заявлений. Это будет возможно при наличии в налоговом органе документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, либо при получении налоговым органом сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, по запросам у органов, организаций, должностных лиц, у которых они имеются. Если получить указанные сведения из компетентных источников налоговому органу не удастся, он должен будет проинформировать налогоплательщика о данном обстоятельстве и о необходимости представления подтверждающих документов в налоговый орган. Налогоплательщики - физические лица также смогут представлять в налоговый орган документы, подтверждающие право на налоговую льготу, и по собственной инициативе.
Форма заявления о предоставлении налоговой льготы, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме подлежит утверждению ФНС России (см. приказ от 14.11.2017 N ММВ-7-21/897@)
Движимые основные средства будут освобождаться от налогообложения по решению региональных властей
В силу ст. 381.1 НК РФ с 2018 года налоговая льгота, указанная в п. 25 ст. 381 НК РФ, будет применяться на территории субъекта РФ только при условии принятия региональными властями соответствующего закона. Речь идет об освобождении от налогообложения движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, за исключением принятого на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами (приведенные исключения не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного начиная с 01.01.2013).
Данное новшество не актуально для объектов основных средств, включенных в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, которые не признаются объектами налогообложения на основании пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ.
В аналогичном порядке с 01.01.2018 будут применяться и льготы, указанные в п.п. 21, 24 ст. 381 НК РФ (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) (п. 10 ст. 1, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ).
Уточнен порядок налогообложения при определении кадастровой стоимости недвижимости в течение года
На основании пп. 2.1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ с 01.01.2018 если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не утверждена в установленном порядке на 1 января налогового периода, но определена в соответствии с законодательством РФ в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога на имущество (суммы авансового платежа по нему) в текущем налоговом периоде в отношении данного объекта осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Данное нововведение касается следующих видов недвижимого имущества:
- объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
- жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Уточнен порядок определения налоговой базы при изменении кадастровой стоимости земли в течение года
Закон N 286-ФЗ расширил перечень случаев изменения кадастровой стоимости земельных участков в течение налогового периода, учитываемых для целей расчета налоговой базы по земельному налогу за данный налоговый период. Так, на основании абзаца седьмого п. 1 ст. 391 НК РФ с 01.01.2018 к ним будет относиться также изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида его разрешенного использования и (или) его перевода из одной категории земель в другую. Такое изменение нужно будет учитывать при расчете налоговых обязательств не со следующего налогового периода, а со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости земельного участка.
Изменен порядок реализации физическими лицами права на льготы
В силу изменений, внесенных Законом N 286-ФЗ в п. 10 ст. 396 НК РФ, с 01.01.2018 льготы по земельному налогу, в том числе, в виде уменьшения налоговой базы на необлагаемую сумму, могут быть предоставлены налогоплательщикам - физическим лицам и без передачи в налоговый орган документов, подтверждающих соответствующее право, лишь на основании их заявлений.
Это будет возможно при наличии документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе либо при получении налоговым органом сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, по запросам у органов, организаций, должностных лиц, у которых они имеются. Если получить из компетентных источников сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, налоговому органу не удастся, он должен будет проинформировать налогоплательщика о данном обстоятельстве и о необходимости представления им подтверждающих документов в налоговый орган.
Налогоплательщики - физические лица также смогут представлять в налоговый орган документы, подтверждающие право на налоговую льготу, и по собственной инициативе.
Форма заявления о предоставлении налоговой льготы, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме подлежит утверждению ФНС России (см. приказ от 14.11.2017 N ММВ-7-21/897@).
Изменен порядок реализации права на льготы
В силу изменений, внесенных Законом N 286-ФЗ в п. 6 ст. 407 НК РФ, с 01.01.2018, льготы по налогу на имущество физических лиц могут быть предоставлены налогоплательщикам и без передачи в налоговый орган документов, подтверждающих соответствующее право, лишь на основании их заявлений.
Это будет возможно при наличии документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе либо при получении налоговым органом сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, по запросам у органов, организаций, должностных лиц, у которых они имеются. Если получить из компетентных источников сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, налоговому органу не удастся, он должен будет проинформировать налогоплательщика о данном обстоятельстве и о необходимости представления им подтверждающих документов в налоговый орган.
Налогоплательщики также смогут представлять в налоговый орган документы, подтверждающие право на налоговую льготу, и по собственной инициативе.
Также Законом N 286-ФЗ установлено, что форма заявления о предоставлении налоговой льготы, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме подлежит утверждению ФНС России (см. приказ от 14.11.2017 N ММВ-7-21/897@).
Коэффициент-дефлятор на 2018 год для целей исчисления торгового сбора установлен в размере 1,285
Его размер вырос по сравнению с установленным на текущий год на 0,048 (см. приказ Минэкономразвития России от 03.11.2016 N 698). Это означает, что максимальный размер ставки торгового сбора в отношении деятельности по организации розничных рынков в 2018 году вырастет и будет составлять 706,75 рублей на 1 квадратный метр площади розничного рынка (п. 4 ст. 415 НК РФ).
Сокращен перечень выплат, не признаваемых объектом обложения страховыми взносами
В силу изменений, внесенных в п. 7 ст. 420 НК РФ Законом N 303-ФЗ, с 01.01.2018 выплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с дочерними организациями FIFA, Организационным комитетом "Россия-2018", дочерними организациями Организационного комитета "Россия-2018" и предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, будут признаваться объектом обложения страховыми взносами (с учетом иных положений ст. 420 НК РФ).
Срок действия общих тарифов страховых взносов продлен на один год
Соответствующие изменения внесены в ст. 426 НК РФ и вступят в силу 01.01.2018. Таким образом, плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов), будут вплоть до 2020 года включительно применять действующие тарифы страховых взносов:
1) на обязательное пенсионное страхование:
- в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22 процента;
- свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10 процентов;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"), в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 1,8 процента;
на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
Отменяется необходимость оформления резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки
Утверждены новые правила, по которым резиденты и нерезиденты представляют уполномоченным банкам подтверждающие документы и сведения при осуществлении валютных операций. В частности, с 2018 года отменена необходимость оформления резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки. Вместо этого вводится постановка контрактов на учет в уполномоченных банках с присвоением им уникальных номеров.
Предусмотрен порядок постановки контракта (кредитного договора) на учет, изменения сведений о нем и снятия его с учета. Установлены особенности перевода контракта (кредитного договора) в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у уполномоченного банка.
В частности, новые правила исключают основание для отказа банком в постановке контракта на учет. Регистрировать будет необходимо контракты, сумма обязательств по которым должна быть равна или превышать эквивалент:
- для импортных контрактов или кредитных договоров - 3 млн. рублей;
- для экспортных контрактов - 6 млн. рублей.
Отменено требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях.
Инструкция вступит в силу с 01.01.2018, но предусмотрены переходные положения по ее применению. В частности, указано, что незакрытые к этой дате и находящиеся в досье валютного контроля паспорта сделок по контракту (кредитному договору), признаются закрытыми без проставления уполномоченным банком отметок об их закрытии и хранятся в досье валютного контроля. Номер такого паспорта сделки по контракту (кредитному договору) будет считаться уникальным номером контракта (кредитного договора), принятого на учет уполномоченным банком. Дальнейшее его обслуживание в уполномоченном банке будет осуществляться в соответствии с новыми правилами.
Утвержден федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности"
>Федеральный стандарт применяется при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности за 2018 год. В частности, в стандарте установлены обязательные общие требования к минимальному составу и порядку представления публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и пояснений к ним, публикация которых является обязательной в соответствии с законодательством РФ.
Стандарт применяется при формировании как индивидуальной, так и консолидированной отчетности общего назначения. Его положения применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухучета "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора".
Установлены общие требования к отчетности, перечислены состав и содержание показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащих публичному раскрытию.
Также документ указывает, что является отчетным периодом, отчетной датой. Определено начало отчетного периода для субъектов, созданных в течение отчетного года, или тип которых был изменен в это время.
Утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций госсектора "Обесценение активов"
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций госсектора "Обесценение активов" устанавливает единые требования к порядку выявления признаков обесценения активов, признаков снижения убытка от обесценения активов, классификацию и состав таких признаков. Закреплены правила признания (восстановления) убытков от обесценения активов в бухучете, требования к реклассификации активов для целей обесценения, а также к информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате признания (восстановления) убытков от обесценения активов.
Утвержден федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора "Аренда".
Федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора "Аренда" применяется при ведении бюджетного учета, бухучета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2018 г., составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности начиная с отчетности 2018 г.
Документ не применяется при отражении объектов бухучета, возникающих при предоставлении участков недр в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и (или) добычи полезных ископаемых (нефти, природного газа и т.д.); во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей, относящихся для целей бухучета к биологическим активам. Также он не касается материальных носителей.
Приведена квалификация объектов учета аренды. Установлены порядок отражения в бухучете объектов учета аренды пользователя (арендатора) имущества, а также правила отражения в бухучете объектов учета аренды правообладателя (арендодателя) имущества. Определены особенности отражения объектов учета аренды по справедливой стоимости.
Специальный раздел посвящен раскрытию информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Утвержден федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора "Основные средства".
Стандарт устанавливает единые требования к бухучету активов, классифицируемых как основные средства, а также требования к информации об основных средствах (результатах операций с ними), раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Положения стандарта применяются одновременно со стандартом бухучета для организаций госсектора "Концептуальные основы бухучета и отчетности организаций госсектора".
Прописано, как признаются объекты основных средств, как они оцениваются, как выбывают с бухучета. Уделяется внимание амортизации, обесценению объектов. Предусмотрено, как информация раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухучета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2018 г., составлении бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности начиная с отчетности 2018 г.
Утвержден федеральный стандарт "Концептуальные основы бухучета и отчетности для организаций госсектора".
Стандарт устанавливает единые требования к ведению бухучета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетного учета активов и обязательств государства, регионов и муниципалитетов, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, формированию информации об объектах бухучета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений, бюджетной отчетности.
По степени обобщения информации отчетность подразделяется на индивидуальную (предназначена для представления ее в соответствии с законодательством в органы государственного (муниципального) финансового контроля, налоговые органы, финансовые органы, государственные (муниципальные) органы для целей управления учреждением и иных аналогичных целей) и консолидированную (формируется посредством обобщения и представления информации о финансовом положении и финансовом результате деятельности группы субъектов отчетности, определенной исходя из подведомственности (подконтрольности) субъектов отчетности, принадлежности субъектов отчетности к одному публично-правовому образованию, к группе публично-правовых образований).
По степени раскрытия информации отчетность подразделяется на отчетность общего и специального назначения (для пользователей, которые вправе требовать представления с учетом своих потребностей информации о деятельности субъектов отчетности, отличной от представляемой (раскрываемой) в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения).
Правительство РФ обязало c 1 января 2018 г. государственных инспекторов труда при проведении плановых проверок использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов) (Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. N 1080).
В проверочные листы включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.
Новое правило с 1 января 2018 года будет применяться при проведении плановых проверок работодателей, относящихся к категории умеренного риска, а с 1 июля 2018 года - при проведении плановых проверок всех работодателей.
Пособия с 2018 года будут индексировать исходя из фактической инфляции.
Установлен единый порядок индексации ряда выплат, пособий и компенсаций. Речь идет о суммах, которые полагаются чернобыльцам, Героям России, ветеранам, инвалидам, лицам, имеющим детей, Героям Труда и др. Размеры выплат, пособий и компенсаций теперь будут пересматриваться 1 раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством РФ.
Кроме того, до 1 января 2020 г. приостановлено действие нормы о ежегодном пересмотре размера материнского (семейного) капитала с учетом темпов роста инфляции. Сумма маткапитала будет ежегодно устанавливаться законом о федеральном бюджете.
Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ)
Утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) для медприменения на 2018 г.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 23 октября 2017 г. N 2323-р новый перечень на 2018 г. дополнен 60 лекарственными препаратами и 8 новыми лекарственными формами.
Также утвержден новый перечень лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан. Он дополнен 25 лекарственными препаратами и 2 новыми лекарственными формами.
Утвержден и новый список дорогостоящих лекарств по программе "7 нозологий". Он пополнился 3 препаратами.
Обновлен минимальный ассортимент лекарственных препаратов, который должны обеспечивать аптеки. В него дополнительно включено 3 препарата.
Изменяются требования к банкам, которые выдают банковские гарантии
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ с 1 января 2018 года изменятся требования к банкам, которые выдают банковские гарантии, предусмотренные Законом N 44-ФЗ.
В новой редакции начнет действовать ст. 45 Закона N 44-ФЗ. Требования к банкам, которые выдают банковские гарантии, обеспечивающие заявки участников торгов и исполнение контрактов, будут устанавливаться Правительством РФ. Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, будет вестись Минфином России на его официальном сайте.
Изменен порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг
Постановлением Правительства РФ от 13.09.2017 N 1101 внесен ряд изменений в Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640.
Уже при утверждении федеральным учреждениям госзадания на 2018 год органы - учредители будут использовать новую форму. Отчет о выполнении задания также изменен.
Самое важное новшество - дополнение таблиц 3.1 и 3.2 частей I и II задания новыми графами. В этих графах будет указана величина допустимых отклонений от установленных показателей качества или объема по каждой услуге либо работе:
- в процентах;
- в абсолютных показателях.
Орган - учредитель по-прежнему вправе установить допустимые отклонения по заданию в целом. В этом случае новые графы заполняться не будут - величина отклонения будет указана в строке 5 "Иные показатели, связанные с выполнением государственного задания" части III "Прочие сведения о государственном задании".
Если учреждение уложилось в допустимые отклонения, задание будет считаться выполненным. Причем в отношении заданий на 2018 год проверяющие однозначно будут применять три важных новшества:
1. Невыполнение задания будут квалифицировать не только по объемным, но и по качественным показателям
2. За невыполнение задания будут штрафовать но в первый раз могут просто вынести предупреждение.
3. Сумму субсидии, подлежащую возврату в бюджет, надо будет определять с учетом допустимого отклонения.
Изменяется Положение об особенностях участия СМиСП в закупках по Закону N 223-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2016 г. N 819 внесены изменения в п.п. 5 и 5.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В настоящее время годовой объем закупок, участниками которых являются только СМиСП, должен составлять не менее чем 10% совокупного годового стоимостного объема закупок. С 1 января 2018 года этот объем увеличится до 15%.
Обновлена форма годового отчета о закупке
Постановление Правительства РФ от 20 мая 2017 г. N 608 дополнило Требования и установило, что с 1 января 2018 года в годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов дополнительно включаются сведения о доле закупок у субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом стоимостном объеме договоров и сведения о доле закупок у субъектов малого предпринимательства по результатам проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, участниками которых являются только субъекты, в совокупном годовом стоимостном объеме договоров.
В связи с этим также с 1 января 2018 года вступает в силу обновленная форма годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов. Следовательно, использовать ее надо будет уже при составлении отчета за текущий год.
Скорректирован порядок ведения реестра контрактов.
Постановлением Правительства РФ от 13 апреля 2017 г. N 443 до 1 января 2018 г. приостановлено действие правил в части проверки непротиворечивости содержащихся в предоставленных информации и документах данных о сроке исполнения контракта, количестве товара, объеме работ и услуг (при наличии) и единицах измерения, непротиворечивости данных об исполнении и расторжении контракта друг другу, а также условиям принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства получателя средств соответствующего бюджета. Речь также идет о включении сведений в реестр, о внесении в ЕИС реестровой записи и др.
Также уточнены правила формирования реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие гостайну. Установлено, что порядок составления и направления заказчиками сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, и передачи уполномоченным органом выписок и протоколов, а также формы запросов о предоставлении данных из реестра устанавливаются Минфином России.
Эти положения вступают в силу с 01 января 2018 г.
Актуализирован порядок казначейского контроля в отношении унитарных предприятий
С 1 января 2018 г. документы могут быть размещены в ЕИС только после получения положительного результата контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Закона 44-ФЗ. Однако, как показала практика, казначейские органы оказались не готовы к реализации данной нормы в полном объеме.
С 23 марта вне зависимости от результатов контроля планы закупок, извещения и другие документы заказчика будут размещаться в ЕИС. Действие контрольных процедур приостановлено:
- до 1 января 2018 года - в отношении федеральных заказчиков;
- до 1 января 2019 года - в отношении региональных и муниципальных заказчиков.
Постановление Правительства РФ от 20 марта 2017 г. N 315)