ГАРАНТ Интернет-версия
Войти Попробовать бесплатно
Январь 2017

В 2017 налоговые проверки будут проходить по-новому. Мы собрали список главных новаций, на которые следует обратить внимание. Страховые взносы снова под контролем налоговой

С 1 января 2017 года функции по администрированию страховых взносов вновь возложены на налоговые органы (до 1 января 2010 года вместо страховых взносов действовал единый социальный налог, исчисление и уплату которого контролировали налоговые органы.) В Налоговом кодексе РФ появилась новая глава – 34 «Страховые взносы». При этом персонифицированный учет остается в ведении Пенсионного фонда, а учет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в ведении ФС (в сферу налогового законодательства такие взносы не попадут). Следовательно, теперь в рамках выездной проверки должностные лица налоговых органов будут проверять и налоги, и взносы. В зону риска попадут компании, у которых будут выявлены значительные расхождения по базам для НДФЛ и страховых взносов.

Контролируемая задолженность

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в ст. 269 НК РФ «Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения». В этой статье присутствует понятие «контролируемая задолженность». Проценты по такой задолженности учитываются по особым правилам. С 2017 года увеличился круг налогоплательщиков, у которых долговые обязательства примут характер контролируемой задолженности. Теперь понятие контролируемой задолженности напрямую зависит от понятия взаимозависимости. О возникновении контролируемой задолженности можно будет говорить и в случаях, когда сам кредитор не участвует в капитале российской организации. Все это значительно расширит сферу применения п. 2 ст. 269 НК РФ, благодаря чему будет исключаться возможность завуалированных выплат дивидендов под видом выплат процентов.

Налог на электронные услуги (налог на Google)

C 1 января 2017 года установлен порядок уплаты НДС с интернет-услуг, оказанных иностранными организациями физическому лицу, местом реализации которых признается территория РФ. Законодатели обратили внимание на деятельность иностранных компаний, которые через Интернет продают российским потребителям права доступа к базам данных, программное обеспечение, игры, музыкальные произведения, книги, видео и другую подобную продукцию. Причем, в отличие от российских организаций, осуществляющих такую же деятельность, иностранные компании не уплачивали НДС ввиду освобождения от уплаты этого налога.

Продавцы интернет-услуг должны будут осуществить постановку на учет на территории РФ (п. 4.6 ст. 83 НК РФ). Срок проведения камеральной налоговой проверки по данной категории налогоплательщиков будет составлять шесть месяцев со дня представления иностранной организацией декларации по НДС, а не три месяца, как в общеустановленном порядке (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Иностранные компании будут составлять реестры операций, в которые надо включать информацию о выполнении условий отнесения покупателя к территории РФ и стоимости оказанных услуг (п. 5 ст. 148 НК РФ). Истребуемые документы должны быть представлены иностранной организацией в течение 30 дней через личный кабинет налогоплательщика. В период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться, сведения представляются в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Пояснения в электронной форме Еще одно изменение связано с процедурой проведения камеральной проверки, а именно – внесены изменения в п. 3 ст. 88 «Камеральная налоговая проверка»: налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации будут представлять пояснения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному ФНС. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе они будут считаться непредставленными. Также с 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в п. 1 ст. 129.1 НК РФ Законом от 01.05.2016 г. № 130-ФЗ, согласно которым ответственность в виде штрафа в размере 5000 рублей наступает в том числе и за непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей. Таким образом, если компания отправит пояснения в рамках камеральной проверки, в том числе по НДС, на бумажном носителе, должностные лица налоговых органов их не примут и привлекут к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 129.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Напомним о важных изменениях 2016 года В предыдущем году было принято немало изменений, которые повлияют на процедуру прохождения налоговых проверок.

У налогоплательщика появились новые возможности доказывать проявление должной осмотрительности С 1 июня 2016 года внесены изменения в ст. 102 НК РФ «Налоговая тайна», в соответствии с которыми расширен список общедоступных сведений, не являющихся налоговой тайной, в том числе сведения: •о среднесписочной численности работников;
•об уплаченных организацией суммах налогов и сборов;
•о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской(финансовой) отчетности;
•суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии.
Данные сведения размещаются в форме открытых данных в сети Интернет на официальном сайте ФНС.

Внесена ясность в ст. 93 НК РФ «Истребование документов при проведении налоговой проверки» Новая редакция Налогового кодекса допускает возможность представления документов, составленных на бумажном носителе, в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным ФНС по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. Обратите внимание, возможность, а не обязанность.

Расширены права налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок деклараций с заявленными льготами При проведении камеральных налоговых проверок деклараций с заявленными льготами налоговый орган вправе не только истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы, как ранее, но и требовать представления в течение пяти рабочих дней необходимых пояснений об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). В пункте 6.1 статьи 101 НК РФ установлен срок представления лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителем), письменных возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части – в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля,указанного в соответствующем решении налогового органа. До 2 июня 2016 года такой срок НК РФ регламентирован не был.

Изменен срок для ознакомления налогоплательщика с материалами налоговой проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ) Раньше, если налогоплательщик подавал заявление на ознакомление с материалами проверки, ему могли предоставить это право не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов проверки (абз. 2 п. 2 ст. 101 Кодекса до изменений, внесенных Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ). Налоговые органы этим пользовались и могли вызвать налогоплательщика в инспекцию для ознакомления действительно ровно за два дня, что снижало вероятность внесения каких-либо дополнений в возражения с учетом полученной информации на ознакомлении. Теперь налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Конкретизация и уточнение сроков ознакомления с материалами налоговой проверки дает возможность субъектам предпринимательской деятельности своевременно узнать о претензиях налогового органа до вынесения решения и оперативно представить возражения, обосновать свои доводы. Тем самым повышается объективность рассмотрения результатов налоговых проверок.

Изменения процедуры обжалования актов налоговых органов Основные изменения коснулись следующих положений (изменения внесены в ст. 138, 139, 139.2, 140 НК РФ Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ). Добавлена обязанность налогоплательщиков представлять банковские гарантии в том случае, если вместе с жалобой в вышестоящий налоговый орган ими подано заявление на приостановку исполнения обжалуемого решения. Если раньше возможность приостановить исполнение обжалуемого акта (до принятия решения по жалобе) была обусловлена наличием оснований полагать, что обжалуемый акт не соответствует законодательству, то в новой редакции единственным основанием для приостановления является наличие банковской гарантии. Безусловно, позитивным с точки зрения налогоплательщиков является следующее изменение: в случае выявления противоречий между документами проверяемого лица и материалами от нижестоящих налоговых органов (на что указывается в апелляционной жалобе) рассмотрение жалобы вышестоящий налоговый орган осуществляет с участием представителей налогоплательщика. Подводя итог и оценивая принятые изменения, можно говорить о том, что, с одной стороны, произошло ужесточение мер налогового контроля: функция по администрированию страховых взносов передана налоговым органам, расширены критерии признания задолженности контролируемой, установлена ответственность за непредставление пояснений в рамках камеральных налоговых проверок. С другой стороны, значительно расширены права налогоплательщиков и упрощены способы взаимодействия с налоговыми органами: введено право налогоплательщика представлять письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, установлены новые возможности доказывать должную осмотрительность налогоплательщика при выборе контрагента, изменен срок для ознакомления налогоплательщиков с материалами налоговой проверки. На практике это означает, что, несмотря на расширение списка требований налоговых органов, хорошая подготовка и знание инструментов взаимодействия с контролерами позволят налогоплательщику существенно упростить прохождение проверки и доказать собственную правоту в случае необоснованных требований со стороны проверяющих. С этим вам поможет наша новинка – «Советник по проверкам». Главная задача продукта – обеспечить всестороннюю поддержку пользователей системы ГАРАНТ при прохождении проверок надзорных органов. В рамках «Советника по проверкам» вы можете напрямую обратиться к экспертам компании «Гарант» с интересующим вопросом по проверкам и получить оперативную и грамотную помощь. Чтобы подробнее узнать о продукте и подключить «Советника по проверкам», обратитесь в вашу обслуживающую организацию.

Подготовлено компанией "Гарант"

kypit-garant